«Дакар» — один из самых известных ралли-марафонов мира. В 2024 году ралли пройдет на территории Саудовской Аравии. Metaratings.by готовит болельщиков к предстоящему старту.
Получите бонусы для ставок на автоспорт«Дакар»: история и трагедии
Ралли-марафон проводится с 1979 года. Многим он знаком по прежнему названию «Париж-Дакар». Традиционно сильнейшие определялись в следующих категориях: автомобили, мотоциклы, квадроциклы, багги и грузовики.
Название хотя бы отчасти оправдывалось до 2009 года — в этот период караван стартовал или финишировал в Дакаре, столице Сенегала. Помимо этой западноафриканской страны, ралли-марафон стартовал за свою историю еще в шести: Франции, Испании, Португалии, Аргентине, Перу и Парагвае. С 2020 года любители и профессионалы езды по бездорожью гоняются по территории Саудовской Аравии.
Ралли — это скорость, драйв, но, к сожалению, еще и высокий риск. За 45-летнюю историю «Дакара» погибло несколько десятков человек: организаторы, гости, гонщики. Первая трагедия случилась 14 января 1986 года, когда разбился вертолет, на борту которого находились организатор ралли Тьерри Сабин, певец Даниэль Балавуан, а также радиоинженер, журналистка и пилот.
В 2005 году погибли сразу двое участников в классе мотоциклов: испанец Хосе Мануэль Перес и двукратный победитель ралли Фабрицио Меони из Италии. Жертвами скорости «Дакара» в дальнейшем становились и другие гонщики: Энди Калдекотт, Паскаль Терри, Хорхе Боэро, Тома Буржен и Паулу Гонсалвеш, а причиной смерти поляка Михала Херника стало обезвоживание.
В 2008 году ралли-марафон, запланированный по маршруту Лиссабон-Дакар, был отменен по соображениям безопасности. За месяц до старта в Мавритании, где участники должны были задержаться в общей сложности на восемь дней, были убиты четверо французских туристов, а от одной из террористических организаций были озвучены прямые угрозы в отношении «Дакара». Французское правительство рекомендовало компании-организатору (тоже французам) отменить гонку, что и было сделано.
«Дакар» 2024: участники и фавориты
Исторически лучшие гонщики на «Дакаре» — из Франции: 22 победы в классе автомобилей (восемь — у Стефана Петеранселя), 22 в классе мотоциклов (и вновь лучший Петерансель — шесть побед), 6 в классе грузовиков. С квадроциклами лучше всех справлялись аргентинцы: шесть побед, четыре из которых на счету Маркоса Патронелли.
В 2024 году на «Дакар» заявлено 778 гонщиков в четырех классах: мотоциклы, квадроциклы, внедорожники, грузовики, мотовездеходы. Также выделены категории «Классика» и «Будущее Дакара». Полный список участников можно посмотреть на официальном сайте «Дакара».
Главный фаворит среди мотоциклистов — двукратный победитель ралли-марафона Кевин Бенавидес из Аргентины. Основным конкурентом называют его партнера по команде KTM британца Тоби Прайса. Любопытно, что будет гоняться и брат Кевина Лучиано Бенавидес.
У квадроциклистов продолжится прошлогоднее соперничества Александра Жиру и Мануэля Андухара. Год назад быстрее был француз.
Нассер Салех Аль-Аттия выиграл уже пять титулов на «Дакаре», включая два подряд. Теперь 53-летний гонщик из Катара идет за шестой и третьей подряд победой. В этом году Аль-Аттия перебрался в Prodrive, которую представляет его главный конкурент Себастьян Леб. Девятикратному чемпиону мира по ралли «Дакар» пока не покорился ни разу. Не стоит сбрасывать со счетом и бразильца Лукаса Мораеса, ставшего третьим годом ранее.
Лучшие коэффициенты на «Дакар»Экипажи на Iveco наверняка разыграют между собой победу, как было и в прошлый раз. Тогда первым в тотале стал голландец Янус ван Кастерен, опередивший партнеров по команде чеха Мартина Мацика и соотечественника Мартина ван ден Бринке.
Одной из главных потерь для предстоящего ралли-марафона станет отсутствие чемпиона «Дакара» 2018 года Маттиаса Валькнера. Австриец попал в аварию и получил множественные переломы большой и малой берцовой кости, ступни и лодыжки.
Беларусь останется без представительства на «Дакаре» 2024 года, а российский экипаж все-таки отправится в Саудовскую Аравию. Это пилот Денис Кротов и штурман Константин Жильцов, которые поедут за команду Overdrive Racing на Toyota Hilux под номером 215. Россиянин Кротов значится в заявке под гоночной лицензии Кыргызстана.
Отдельно отметим Язида Аль-Раджи. Понятно, что участие в «Дакаре» — недешевое удовольствие. Но 42-летний гонщик все равно выделяется на фоне остальных: у него личный автопоезд, команда помощников и роскошные автоапартамены, которые изнутри напоминают пятизвездочный отель. Все дело в том, что отец Язида — Шейх Сулейман Аль-Раджи: может себе позволить.
«Дакар» 2024: будут ли участвовать россияне и белорусы
ФИА несколько раз меняла правки в регламент относительно участия российских и белорусских гонщиков: помимо запрета на флаги и национальную символику, нужно было подписать документ с осуждением военных событий в Украине. В числе последних изменений подобные правила распространились и на гонщиков с паспортами РБ или РФ, у которых имеется еще одно гражданство. Теперь выступление под флагом другой страны не избавляло от необходимости соблюдать все норм для белорусов и россиян.
Это особенно обидно, учитывая, что в классе грузовиков гонщики из России — абсолютные фавориты. У КАМАЗов 19 побед при шести у ближайших соперников Tatra из Чехии. В последний раз победить на «Дакаре» кому-то кроме россиян удавалось восемь лет назад, когда быстрейшим оказался голландец Герард де Рой на Iveco.
«Для российского спортсмена или команды, которые выступают на международных соревнованиях, важна не только победа или подиум, а самые яркие мгновения, когда на церемонии награждения звучит гимн России. Это величайшая гордость для спортсмена. Не так важны те секунды, время и рекорды. У спортсмена больше, чем у кого-либо, может быть развито чувство патриотизма и родины.В такой ситуации, как сейчас, выступать без флага, побеждать и при этом не слышать гимн страны? Такое недопустимо».
Глава «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин для РИА Новости Спорт
Еще одна победу на «Дакаре» России принес Сергея Карякин в классе квадроциклов. Белорусы на «Дакаре» пока не побеждали, но экипаж Сергея Вязовича несколько лет подряд был в числе фаворитов. На счету представителя «МАЗ-СПОРТавто» второе место в общем зачете ралли-марафона в 2018 году и третье — в 2020 году. Увы, пропустит «Дакар» 2024 и Вязович.
«Дакар-2024 пока что недоступен для «МАЗа». Мы вели переговоры и в начале, и в середине 2023 года. Подписав определённые бумаги, мы могли бы быть допущены, но это условие мы отвергли. Второе условие мы никак пройти не можем, потому что само предприятие «МАЗ» находится под санкциями. Выступать на технике «МАЗ» мы не сможем при любом раскладе, а это для нас неприемлемо, и мы уже много раз это озвучивали. Мы готовы вернуться на эту гонку только на общих для всех условиях: на технике «МАЗ», с флагом, гимном и со своей символикой на экипировке».
Сергей Вязович в интервью «Беларусь-5»
«Дакар» 2024: расписание и маршрут
На 5 января запланирован пролог, после которого пройдут 12 этапов с однодневным перерывом в середине дистанции. Самым протяженным будет седьмой этап между столицей Саудовской Аравии Эр-Риядом и Давадми (873 километра). Финишируют гонщики в Янбу-эль-Бахре — крупном городе-порту на берегу Красного моря. Общая протяженность маршрута составит 7891 км, из них спецучастки — 4727 км.
Дата | Этап | Маршрут | Спецучасток | Общая длина |
5 января | Пролог | Аль-Ула — Аль-Ула | 28 км | 158 км |
6 января | Первый | Аль-Ула — Аль-Хинакия | 405 км | 532 км |
7 января | Второй | Аль-Хинакия — Давадми | 470 км | 662 км |
8 января | Третий | Давадми — Аль-Салами | 440 км | 733 км |
9 января | Четвертый | Аль-Саламия — Эль-Хуфуф | 299 км | 631 км |
10 января | Пятый | Эль-Хуфуф — Шейба | 118 км | 727 км |
11-12 янв | Шестой | Шейба — Шейба | 532 км | 766 км |
13 января | Выходной день | — | — | — |
14 января | Седьмой | Эр-Рияд — Давадми | 483 км | 873 км |
15 января | Восьмой | Давадми — Хаиль | 458 км | 678 км |
16 января | Девятый | Хаиль — Аль-Ула | 417 км | 639 км |
17 января | Десятый | Аль-Ула — Аль-Ула | 371 км | 609 км |
18 января | Одиннадцатый | Аль-Ула — Янбу-эль-Бахр | 480 км | 587 км |
19 января | Двенадцатый | Янбу-эль-Бахр — Янбу-эль-Бахр | 175 км | 328 км |