Россияне продолжают доминировать в НХЛ. В минувшем регулярном чемпионате на лёд в главной хоккейной лиге мира выходили 11 российский вратарей, что стало повторением национального рекорда. Один из них – Иван Просветов из «Аризоны».
К 23 годам воспитанник ЦСКА уже второй сезон подряд привлекается к матчам в НХЛ, а всего в Северной Америке вратарь живёт уже 6 лет. В большом интервью Metaratings.ru хоккеист рассказал о своём будущем, переговорах с ЦСКА и правилах игры против Александра Овечкина, а также про отношения с американцами.
«Мне сказали, что генеральный менеджер «Аризоны» мной доволен»
– Как оценишь своё развитие в Северной Америке?
– Этот сезон выдался хорошим. Я много сыграл – 45 матчей в АХЛ плюс 3 игры в НХЛ против сильных команд. Встречи на таком уровне поднимают твой уровень. Когда ты борешься против сильного соперника, развивается множество игровых ситуаций. Для меня, молодого вратаря, это очень важно.
– Если выражаться по-русски, тебя бросали под танки: «Колорадо», «Тампа-Бэй», «Сент-Луис». Как ты относился к матчам с соперниками такого уровня?
– Я стал реагировать спокойно. Когда твой клуб идёт не на первом месте, все остальные команды кажутся очень сильными. Надо выходить, играть и доказывать свою силу. Мне приятно бороться против сильных команд или просто достойно выступить в матчах с ними.
– Тебя уже можно назвать третьим вратарём в «Аризоне». Какой шаг надо сделать, чтобы полностью перебраться в НХЛ?
– Всё сложится, мне всего 23 года. Для вратаря это очень малый возраст. Да, есть совсем немного молодых ребят, но это очень странно, потому что обычно с 20 до 25 лет вратари формируются и только затем становятся full time goalie (вратарь основы, – прим. Metaratings.ru). Надо дальше набираться опыта и пройти уровень АХЛ, на остальное я даже не смотрю. Верю в процесс, который мне поможет со временем подойти полностью подготовленным к НХЛ. Верю, что все нынешние шаги сделают из меня помощника своей команды на 100%.
Для этого АХЛ и создана, чтобы молодые игроки выходили оттуда готовыми для своих основных команд. Прошедший год пошёл мне на пользу, как бы это для кого-то смешно ни звучало. Знаю, что все ребята-профессионалы меня поняли. Надо раскрывать себя в таком возрасте и находить игру, которая тебе подходит. Рад, что к концу года я наконец-то сделал это и понял, как хочу действовать в воротах. Всё, что надо для попадания в НХЛ, – продолжать так же работать и набираться опыта. Здесь нет какого-то определённого шага, надо ждать своё время и быть готовым к моменту вызова в основу. Я считаю, что у меня всё будет хорошо.
– В конце сезона ты встречался с руководством клуба. О чём говорили?
– Мне сказали, что мной доволен генеральный менеджер. Заметили, что в концовке сезона моя игра изменилась в лучшую сторону. Это действительно так. Я очень часто занимался с тренерами вратарей и многое переосмыслил во вратарской работе. Считаю, что стал лучше и опытнее. Мне было приятно, что всё это сообщил генеральный менеджер Билл Армстронг.
Ещё у нас был один короткий, но интересный диалог. Он спросил, сколько мне лет. Я сказал, 23 года. На это он ответил, что я начинаю подходить к возрасту. Я так понимаю, речь шла об НХЛ, потому что никто не хочет иметь у себя в воротах 20-летнего вратаря, и это логично.
– Значит ли это, что руководство уже считает тебя готовым для перехода на новый уровень?
– Тренер вратарей Кори Шваб сказал, чтобы я готовился к предстоящему кэмпу (летний лагерь новичков, – прим. Metaratings.ru), и особенно отметил, что мне необходимо быть в хорошей физической форме. Думаю, мои тренеры в России, Паша Маркидан и Олег Ромашко, мне в этом помогут. Надо доказывать через кэмп, что я лучший. Всегда есть шанс забрать даже первую позицию в «Аризоне», потому что у нас нет звёзд уровня Бобровского или Кэри Прайса. В этом плане у нас ситуация полегче.
«Не считаю, что за океаном врут. Если тебе выражают поддержку, значит, в тебя верят»
– Показалось, что в матчах НХЛ ты немного переживал. Был мандраж?
– В начале игр с «Тампой» и «Колорадо» хотел показать больше, чем я умею. Чересчур сильно старался, думал, что должен прыгнуть выше головы. Потом мы играли с очень сильным «Сент-Луисом», который нас обыграл со счётом 5:1. В тот период у них шла серия из 9 побед, и многих они переигрывали крупно. После матча тренер вратарей Кори Шваб похвалил меня и сказал, что я хорошо сыграл.
Конечно, в первых матчах тяжело поймать нужный настрой. У меня за 2 года всего 6 встреч в НХЛ, а это немного для надёжной игры на таком уровне. В АХЛ у меня, к примеру, набралось уже 100 игр за 3 года, там через опыт выступать стало комфортнее. Как только тренеры и генменеджер будут больше доверять мне на более высоком уровне, такой опыт появится и там, а значит, и в НХЛ начну чувствовать себя увереннее.
– Какие главные отличия между АХЛ и НХЛ?
– Четвёртая пятёрка в каждом клубе НХЛ была бы первой забивной в любой команде АХЛ. В НХЛ играют лучшие из лучших, а в АХЛ третья и четвёртая пятёрки в основном даже не забивают. Ребята из этих звеньев называются shutdown line. Их главная цель – не пропустить и дать первым пятёркам восстановить силы. В НХЛ же все могут забить, от всех исходит угроза.
Главная разница между лигами в уровне хоккеистов. Сам же хоккей одинаковый. Когда ловишь скорость и не обращаешь внимание на большие арены и громких фанатов в НХЛ, понимаешь, что всё примерно то же самое. В АХЛ, бывает, играют намного быстрее и физически сильнее, чем в НХЛ. Просто не у всех есть такие скиллы, как у парней лигой выше.
– «Аризона» сейчас на этапе перестройки. Генменеджер Армстронг говорил, что путём драфта будет возводить новую команду. Ты в эту схему вписываешься?
– Он действительно говорил, что мы в стадии глубокой перестройки. Я общался с Биллом Армстронгом в Сиэтле. Перед игрой он мне сказал, что видит во мне будущее этой команды. С его слов я понял, что у меня будет шанс. Единственное, что я должен сделать, это быть готовым. Понимаю, что я – будущее в плане вратарского вопроса в «Аризоне».
– Как относишься ко многим примерам наших ребят, которые возвращаются домой и говорят, как за океаном им с улыбкой всё обещали, а в итоге никаких шансов не предоставляли?
– Это возможно, никто от такого не застрахован. Но я не считаю, что здесь тебе в глаза улыбаются, а за спиной что-то устраивают. Скорее всего, люди на начальном этапе в тебя реально верят, но мы все понимаем, как устроены хоккей и спорт. Любое доверие может перерасти в недоверие, или же в команду может прийти кто-то лучше тебя. Всё очень просто.
Иногда ты сам виноват, что стал хуже играть, либо наступает полоса невезения. У тренеров и генерального менеджера задача заключается в подготовке выигрывающей команды, а не в том, чтобы быть честными. Сила для них не в правде, и они не всегда будут в тебя верить. Если кто-то будет лучше тебя, нужно это принять и становиться сильнее. Я не считаю, что здесь врут. Склонен считать, что если тебе выражают поддержку, значит, в тебя верят. Дальше уже всё зависит только от тебя.
«Переговоры с ЦСКА были, но я решил остаться в НХЛ»
– Ты неоднократно отметил, что в «Аризоне» в тебя верят. Значит ли это, что в КХЛ ты приезжать не собираешься, несмотря на все разговоры про возвращение в ЦСКА?
– Думаю, уже можно сказать, что я не планирую возвращаться в КХЛ в ближайшие годы. Моя цель – НХЛ. Никогда не знаешь, что будет, особенно в данной ситуации. Надеюсь, что нашим игрокам продолжат давать визы и контракты. От этого, я так понимаю, тоже многое зависит. Насколько знаю, с этим сейчас всё гладко. Я до 27 лет принадлежу «Аризоне». Без понятия, на сколько я сейчас подпишу с ней контракт, но жду его. Знаю, что мой агент разговаривал с клубом. Переговоры с ЦСКА тоже были, но я решил остаться в НХЛ.
– Следил за командой в КХЛ?
– Да, там ещё играл Влад Провольнов, который начинал сезон у нас в «Тусоне» (фарм-клуб «Аризоны» из АХЛ, – прим. Metaratings.ru). Был рад за него, поздравил его с победой в Кубке Гагарина. Игры я не смотрел, но следил за финалом по результатам. Здорово, что команда на характере переломила серию в финале. Снимаю шляпу перед ЦСКА, хорошая команда.
– Кстати, из ЦСКА сейчас едет в НХЛ основной вратарь Иван Федотов. У него будут шансы в «Филадельфии»?
– Думаю, да. Он высокий вратарь хорошего уровня и здорово опережает пасы на ногах, я это видел. К тому же ему наверняка помогут тренеры в НХЛ, улучшат его игру. Естественно, он едет не в лучшую команду лиги, это не топ-клуб, а для начала это тяжелее. Конечно, лучше приезжать, когда у тебя есть место в составе из топ-10 НХЛ. Когда твоя команда на ходу, вратарю намного легче. Бывают маленькие счета, но чаще всего в клубах-аутсайдерах всё заканчивается тремя и более пропущенными шайбами за матч. Даже у Кэри Прайса такие цифры. С другой стороны, на Федотова будет меньше прессинга, потому что результат требовать пока не станут.
– На победу в Кубке Гагарине и на «серебро» Олимпиады там будут обращать внимание, или в НХЛ всё придётся начинать с нуля?
– Я считаю, что надо жить моментом. Забыть про прошлое и не думать о будущем. В данный момент надо только играть и тренироваться. В НХЛ приезжали многие вратари, которые ранее добивались больших результатов, а здесь ничего не показывали. Но последние успехи должны придать ему уверенности. Он понял, что уже нащупал свою игру. Да и вообще, Федотов – хороший вратарь. Скорее всего, у него всё получится. Как бы он ни провёл тут дебютный сезон, прессинга из-за текущего уровня команды не будет. Возможно, у него появится шанс стать сразу первым номером, потому что вратари «Филадельфии» ничего особенного в этом сезоне не делали.
Лучшие букмекеры для ставок на КХЛ
«Кого ни спросишь, каждый здесь скажет, что Овечкин – лучший снайпер в истории. Все говорят, что он догонит Гретцки»
– В следующем году «Аризона» будет играть на арене студенческой команды. Это плохо?
– 5-6 тысяч болельщиков, конечно, немного, но это не особо повлияет на команду. Вряд ли переезд станет проблемой. потому что на маленькой арене будут полные трибуны фанатов. Думаю, там будет громко и прикольно. Нам очень интересно играть в таких условиях.
– Ещё недавно ты играл вместе с Любушкиным, который по ходу сезона перебрался в «Торонто». Продолжаете общаться?
– Да, он мне звонил буквально на днях. Говорил, по уровню, «Торонто» – одна из лучших организаций в НХЛ. Он очень доволен, что там оказался. Город ему нравится. Ещё к ним в раздевалку часто заходит Джастин Бибер. Круто, что у Илюхи всё налаживается. Мы знакомы уже 4 года, и он мне много помогал, чему я сильно благодарен. Любушкин и его жена Диана – очень хорошие ребята, мы с моей девушкой поддерживаем с ними общение.
– Фил Кессел уходит от вас?
– Пока нет такой информации. Фил точно ни с кем из пацанов в команде ещё не прощался. Не знаю, что у него будет.
– Чикран и генменеджер говорили, что хотят продолжить сотрудничество. Как у него дела? Ведь если он останется, это будет большим плюсом для вашей молодой «Аризоны».
– Чикран такой же хороший игрок, как и Фил. При этом в клубе понимают, что за Чикрана можно очень много получить, в отличие от Кессела, который сейчас находится в статусе свободного агента. Конечно, мы бы все хотели, чтобы Чик остался. Всегда грустно, когда партнёра меняют. Но слухи о его обмене ходят. Правда, никто не знает, что случится завтра. Даже я не знаю, обменяют меня или нет.
– В России каждое утро начинается с новостей про Александр Овечкина, за ним на слуху Кирилл Капризов в «Миннесоте», а уже потом все остальные. В Северной Америке вообще много о них говорят?
– Все говорят, что Овечкин в порядке и догонит Гретцки, с его броском тяжело этого не сделать (смеётся). Кого ни спросишь, каждый здесь скажет, что Александр – лучший снайпер в истории. Овечкин постоянно забивает, и даже ребята из других команд в раздевалке говорят, насколько человек хорош. Но и про остальных ребят, того же Капризова, тоже рассуждают.
– С вратарской точки зрения объясни, почему тяжело играть против Овечкина и Капризова?
– У Овечкина потрясающие броски. Чтобы их отражать, надо занимать хорошую высоту в воротах, сокращать угол обстрела и пытаться блокировать, потому что реагировать на такую пулю довольно тяжело. По Капризову, если честно, не знаю. Он такой игрок, что забивает в разных ситуациях и к тому же является дриблёром, поэтому от него ещё стоит ожидать пасов.
Вообще, оба нашли свои команды, которые им доверяют большинство. Там они много забивают. У каждого отличные партнёры: Овечкин играет с Бэкстрёмом и Кузнецовым, а Капризов выступает с хорошим плеймейкером Цуккарелло. Это помогает их успеху, но самое главное, что они очень талантливые. Овечкин – один из лучших, если не самый лучший игрок в истории хоккея.
«Отношение ко мне в США не изменилось. Люди понимают, что я никак не влиял на ситуацию на Украине»
– В раздевалке ты единственный русский. Не забываешь родной язык?
– На самом деле, некоторые слова уже забываю. Я здесь уже 6 лет, и, к сожалению, повелось так, что у меня за все годы было очень мало российских партнёров. В основном я всегда один русский в команде. Знаю сейчас много слов, перевод которых на русский будет звучать очень глупо. Помогает, что со мной здесь девушка, с которой я всегда общаюсь на русском. Она учит английский и делает в нём успехи, но мне английский уже очень близок.
– Раньше ты возил с собой тушёнку…
– Наверное, и сейчас придётся запастись. Гречка есть, но я её не очень люблю, в отличие от тушёнки и докторской колбасы. Здесь работает русский магазин Yasha from Russia, в котором есть всё: наша колбаса, кефир, сгущёнка. Сюда приходил фоткаться Дмитрий Яшкин, пост выкладывал. Так что здесь можно встретить Яшкина у Яши!
– На тебя было давление после обострения ситуации на Украине?
– Ребята спрашивают, что там происходит, потому что многие американцы не знают даже половину происходящего в этом конфликте. Были обычные разговоры, никакого давления я на себе не испытывал. Все ко мне относились нормально. Я сразу объявил в команде о своём отношении к этой спецоперации.
– Что сказал?
– Что я не политик и не могу повлиять ни на какую из сторон, но я за мир во всём мире. К тем, кто это понимает, всегда будет хорошее отношение. Да, есть люди, которые поддерживают всё, что происходит. Есть те, кто против. То же самое и здесь в Америке. Появляются люди, которые выступают против русского народа, но таких я встречал мало. Большинство понимает, что на политику простые люди никак не влияют.
– Как местные теперь реагируют на тебя?
– Спрашивают о происходящем. Тусон – небольшой город, все меня знают. На протяжении трёх лет я хожу в одни магазины, встречаюсь с определённым кругом друзей. Но отношение ко мне не изменилось. Люди понимают, что я никак не влиял на всю ситуацию. Я ни в каких вооруженных действиях не участвовал. Такой же человек, какой и был.
Надеюсь, в хоккейном мире отношение к русским игрокам тоже не поменяется, потому что они не виноваты. К сожалению, CHL (канадская хоккейная лига, – прим. Metaratings.ru) запретила российским 16-летним игрокам драфтоваться. Это полная глупость, парни никак не влияют на это решение, потому что это не их конфликт, не они в этом виноваты. Уверен, что многие из них не хотят того, что происходит сейчас на Украине. Кто хочет такого в нашем мире? Поэтому пропаганда против русских игроков и русского народа выглядит ужасно. За всё, что делают политики, нельзя наказывать русский народ.
– Какая твоя цель на новый сезона?
– Попасть в НХЛ окончательно и на всё время. Я хочу быть постоянным вратарём на уровне Национальной хоккейной лиги. Это цель у меня была с первого дня после подписания профессионального контракта. Я адекватно понимал, что к ней нельзя просто так прийти, но в следующем сезоне мне исполнится 24 года, и это хороший возраст для выхода на новый уровень. Так что впереди меня ждёт много работы, чтобы попадать в НХЛ на полное время.
***
Просветов – светлое будущее НХЛ. Овечкин и Капризов – яркое настоящее. А помните ли вы легендарное прошлое? Metaratings.ru подготовил квиз специально для тех, кто знает не только недавних героев заокеанской лиги из России.
Квиз: