27-летний уроженец Гродно Вячеслав Грецкий с 2022 выступает за хабаровский «Амур». До этого форвард играл за минское «Динамо» и «Неман».
В прошлом розыгрыше регулярного чемпионата КХЛ Грецкий выходил на лед в 38 встречах, набрав в них 5 (4+1) очков при 17 минутах штрафного времени.
В эксклюзивном интервью Metaratings.by нападающий рассказал о том:
- Как он смог пробиться в КХЛ в 23 года
- Зачем в 2020 году говорил, что минское «Динамо» будет биться за Кубок Гагарина
- Какие он ставит перед собой цели как в спорте, так и в жизни
- Как воспринял смерть Кольцова
- Как оказался в хабаровском «Амуре»
«Белорусские болельщики всегда видят и хотят видеть своих хоккеистов на Матче звезд»
– Дебют 23 года в КХЛ. За счет чего пробился? Может, просто фартануло? Как это произошло?
– Когда был в Молодечно, пригласили на сбор молодых игроков из Беларуси. Там сделали просмотровые игры. Все. Съездил туда, потренировался, поиграл. И где-то через неделю-две мне позвонили и сказали, что предлагают просмотровый контракт. Вот и все. Прошел просмотр и остался в «Динамо».
– Матч всех звезд КХЛ-2020. Ты тогда, скажем, опередил даже Капризова, и много подколов было. Мол, что за парень? Как это для тебя выглядело? Слова Кирилла как воспринял?
– Да, как… Нормально. Подогрели интерес тогда к самому Матчу звезд, плюс очень хорошо сработало «Динамо-Минск», болельщики страны, поэтому так получилось. И сейчас у нас по факту «Динамо» постоянно каждый год туда ездит, за счет зрительского голосования. Там в этом плане работа хорошо налажена. Белорусские болельщики всегда видят и хотят видеть своих хоккеистов на Матче звезд.
– А вы с Кириллом виделись? Как-то обсуждали, проговорили?
– Да нет. Там даже нечего обсуждать.
– Игорь Никитин тогда был главным в команде. Когда только узнал фамилию, говорит: «Грецкий в моей команде? Уэйн?» Как ты это воспринял?
– Да никак. На протяжении стольких лет сравнивают фамилии, что ты уже привыкаешь. Тут уже иммунитет выработан.
– А с такой фамилией был выбор, в какой вид спорта пойти? Ты парень габаритный. Может, баскетбол, например?
– Да нет, как-то с детства в хоккей захотелось и все. И пошел именно в хоккей.
– А ты действительно родился в Гродно, где дедушка Уэйн Гретцки?
– Да и родом из Гродно. И говорят, что он тоже из тех мест.
«Плей-офф – это первая ступень к достижению последней главной цели»
– В 2020 году ты говорил, что в следующем сезоне надо уже «Динамо» биться за кубок. Такая амбициозная цель была, да?
– Каждый клуб, каждый спортсмен хочет выиграть кубок. И это естественно, ты же не начинаешь сезон, чтобы в плей-офф попасть. Все хотят выиграть кубок. Поэтому плей-офф – это первая ступень к достижению последней главной цели. Думаю, что это нормально, когда спортсмен, команда, тренер хотят выиграть кубок и говорит об этом.
– Конец февраля 2020 года. Первый гол в КХЛ и ЦСКА. Ты, получается, «ответочку» Никитину за Уэйна отдал?
– Почему? Просто получилось так. Поставили играть – забил. Был очень рад, конечно, что был первый гол.
– Был у тебя период, когда спустили в фарм. Куда?
– В Молодечно играл.
– Скажи, пожалуйста, по поводу Крэйга Вудкрафта. Как ты с ним сработался? Разные были мнения… Говорили, что он легионерам больше доверял, и им больше было поблажек.
– Ну, как можно сказать, сработался или не сработался? Играл, скажем, не очень много. Но и тем возможностям, что давали, я все равно был рад и благодарен. Тем более при этом тренере я попал в «Динамо», так что можно сказать, что сработался.
– Слава, ты застал Константина Кольцова в «Динамо». Как ты воспринял эту трагедию?
– Был шокирован. Очень сильно шокирован. Не ожидал… Такая новость… Тяжело было поверить на протяжении, наверное, месяца, что это произошло. Сложно. Это большая трагедия. Трагедия для всего хоккея белорусского. Тем более это был один из самых прогрессивных тренеров в нашей стране. Большое будущее было у него, мне кажется. Но случилась трагедия…
– Ты деталей не знаешь?
– Детали разные, мнения разные, версии разные. Точно вряд ли кто-то скажет, помимо близких. Поэтому сложно сказать, что там произошло.
– Мониторил интернет с 2020 по 2022 год. Каких-то ярких цитат и новостей о тебе не было. Как прошел этот период? Когда ты уже пришел в Хабаровск?
– До этого год получился такой интересный. Я изначально полетел в Альметьевск на просмотр. Прилетел ночью. Примерно в часа 2-3 ночи. И в 7 утра пошел на медосмотр. Мне сказали, что проблемы с сердцем. Отправили домой в Беларусь.
– Ничего себе…
– Да. Сказали, чтобы я подлечился и приезжал назад. И я приехал в Минск в кардиологический центр. Там посмотрели и сказали, что прежде чем давать такую нагрузку, нужно было дать мне поспать, и все. Сказали, что у меня все отлично, все супер с сердцем.
– И что ты делал дальше?
– Мой агент позвонил в Альметьевск, а ему ответили, что уже взяли игрока. И потом я позвонил в Гродно и спросил, нужен ли им игрок. Все. Приехал, подписался сразу у себя дома и сезон провел в Гродно.
«Мне позвонил агент и сказал, что есть вариант с «Амуром». Просмотровый контракт. Я не раздумывая поехал»
– А как ты зацепился в итоге за «Амур»?
– Мне позвонил агент и сказал, что есть такой вариант с «Амуром». Просмотровый контракт. Я не раздумывая сказал, что, конечно, поеду. И все, до сих пор в «Амуре».
– Ты долго не забивал, и в итоге первый гол за «Амур» случился 8 сентября 2022-го. Опять же «Магнитке». Как тебе удается именно лидерам забивать?
– Да, я не знаю. Любая команда КХЛ – хорошая команда. Так получилось, правильное действие совершил. И я, и партнер по команде.
– Октябрь 2022 года. Вы с «Северсталью» играете. Разин, не помнишь сказал: «Великий Грецкий перевернул игру»?
– Ну да, было такое.
– Улыбнулся?
– Ну, да. Подметил он так.
– Яркий момент очередной. 19 февраля, матч в Хабаровске с Казанью. Задеваешь ты Юдина… Не больно даже, но и Радулов на тебя, и Воронков…
– Да это нормально. И я все понимаю. Я же сам там немножко просто промахнулся, поэтому стоило ожидать. Ребята защищали своего игрока. Ничего такого в этом не вижу.
– Нет авторитета на льду.
– Это же соперник. Уважать-то его можно, но это соперник твой, который хочет выиграть, забрать твои очки, победу, место в плей-офф, место в борьбе за кубок. Нормально, все так играют. Бьешься на льду, а после игры руки пожимаешь и все нормально.
– Еще один эпизод был в октябре 2023-го. В СМИ проскочила и твоя фамилия. Ребята вечером были на улице, там машина какого-то мужчины была, которую Хохлачев задел. Сначала написали, что и ты там был.
– Нет, меня там не было.
– Как вообще воспринял эту новость?
– Да не очень, потому что навалилась тогда куча всего. Мы как раз в самолете были, и по прилету у меня просто телефон разрывался. И агент звонил. И все спрашивали, что там произошло. А меня там и не было, нечего мне рассказывать. Был дома. Конечно, ситуация неприятная. Просто по ошибке раздули, что я там был. Ну, уже как есть.
– Скажи, пожалуйста, ты как относишься к сплочениям? Скажем так, легкое пиво, например… Нельзя же отказать партнерам.
– Сплочение – неотъемлемая часть коллектива. Поэтому к этому относятся нормально.
Лучшие прогнозы на матчи КХЛ
– «Балтика» теперь спонсор КХЛ. Прикольный такой момент, да?
– Ну, да. Но я все равно пиво не пью. Спонсор, и хорошо.
– Слушай, в плане питания есть какие-то предпочтения? Кто-то сладкое вообще не ест, а вот Даня Юров говорит, что так хоть стресс можно снять. Что-то у тебя есть подобное?
– Сладкое можно съесть. Но, например, газировку я вообще не пью. А так, я, в принципе, все могу есть. Просто это должно быть в разумных количествах.
– Яркий момент – бой с Дыняком перед плей-офф в Казани. Ты такой человек, готовый и на себя поймать, и подраться?
– Ну, ты же драку не ищешь специально. Так получилось. Дыняк пошел защищать своего партнера. Договорились. Он скидывает перчатки и говорит: «Пойдем!» Я говорю: «Пошли!». Все, и пошли драться. По итогу, после игры поговорили, сказали, что да, было тяжело. Тяжелее, чем на игре (смеется). Это нормально, ничего такого нет. Это такая же неотъемлемая часть нашей игры.
– Самый яркий бой вспомнишь?
– Да было много драк…
– А с кем было бы интересно вступить в драку? Может, это даже кто-то не из действующих игроков, легенды, например, или из НХЛ кто-то?
– Да не такого… Ты же не хочешь драться изначально. Можно ведь и травму себе нанести или сопернику. Это просто такой момент, что если неизбежно, то, конечно, ты не будешь от драки уходить. Будешь драться.
«Самый драматичный момент – противостояние в плей-офф с «Магниткой»
– Ты переподписал контракт с 10 апреля. По данным СМИ, оклад подрос и уже 8 миллионов теперь. Это правда или нет?
– Ну, в СМИ, скажем так, можно все что угодно писать.
– Лучший нападающий КХЛ. Ты об этом знаешь? По хитам за матч 3,1 у тебя в среднем? Знал?
– Да, мне сказали в нашей пресс-службе.
– Но вряд ли ты гонишься за статистикой, да? Просто так получается. Есть возможность – надо бить. Как считаются сейчас хиты? Расскажи, пожалуйста.
– Я не знаю, как считаются. Один матч ты можешь сделать восемь и десять, а тебе ноль запишут. Не знаю, сложно сказать. Причем везде по-разному считают. Просто обычно бывает, что больше не дописывают.
– Скажи, кто самый сложный оппонент в плане хитов? Кого бить тяжело? Есть кто-то толкающийся в лиге?
– Дело не в том, что толкающийся… Такой момент, что если есть игрок с шайбой, быстрый пас, команда хорошая… Тяжело бить. Тут опять же совокупность действий: как ты двигаешься, как игроки соперника двигаются, какая у них тактика, какая у нас тактика. Если есть момент, ты бьешь, забираешь шайбу.
– Слава, какой самый драматичный момент карьеры? Вспомнишь что-то такое?
– Я бы назвал, наверное, противостояние в плей-офф с «Магниткой». Проиграли тогда, хотя, казалось, могли седьмой матч вытягивать. И еще был в Кубке Беларуси один из моментов неприятных. Тогда ногой гол забили чисто, причем это все видели, и этот гол засчитали. А он стал решающим в финале. Мы проиграли.
– Это в «Молодечно»?
– Да.
– А против кого?
– Против «Немана».
– Скажи, смена губернатора Хабаровского края уже как-то сказывается? Как ты это воспринял?
– Смена губернатора на целях команды никак не сказалась. Цель у нас прежняя, хоть над этим все шутить любят. Но я повторюсь, что что неправильно, ставить себе низкие задачи. Через года, через два – как получится. Но цель есть, и она амбициозная. И это чувствуется, что игроки понимают, что нам нужно и что мы хотим достичь.
– Андрей Мартемьянов какой тренер и человек? Расскажи об особенностях этого специалиста?
– Я бы сказал, что это честный тренер. Он всегда тебе все скажет в глаза. Честность – эта характеристика ему больше всего подходит.
– Что тебе лично советует?
– Он подсказывает многое, просит обращать внимание на мелкие детали, нюансы. Он не только мне, но и многим игрокам подсказывает. Очень много общается с хоккеистами. Думаю, что это очень хорошая коммуникация. В принципе, у нас так между всеми тренерами. Все тренеры общаются, все слаженно работают. Ты к любому из них подходишь с вопросом, и он тебе всегда поможет, скажет. Любой игрок приходит, спрашивает. Никто не отмахнется. Тебе всегда ответят, всегда подскажут.
– В этом предсезонке было пять поражений кряду. Это из-за нагрузки? Или как так вышло?
– Ну, это совокупность всего. Плюс у нас часть команды готовилась уже в середине июля, а потом приехали ребята первого числа. Понятно, что все готовятся самостоятельно, но когда в команде тренируешься, то это совершенно другая нагрузка. Поэтому постепенно набираем обороты.
– Самый колоритный легионер-иностранец? Может, у кого-то суеверия были, или просто чувство юмора, или какие-то бытовые особенности?
– Все иностранцы у нас сейчас очень общительные, дружелюбные. Причем нет такого, что они отдельно от команды. Они вместе с нами. Это очень классно, что на одной волне все. Плюс у нас очень много игроков, кто может разговаривать на английском. Даже если кто-то не может на английском, все равно там могут с ребятами пытаться на русском. Атмосфера очень такая дружелюбная.
– А кто самый классно говорящий на русском языке легионер?
– На русском?
– Да. Когда ты приезжаешь, то хотя бы несколько слов выучить, мне кажется, это просто уважение, да?
– Сложно сказать… Пожалуй, Ян Дрозг, словенец, очень хорошо понимает по-русски. Но думаю, что таких легионеров, которые прям на русском могут сразу… Таких нет.
«Рад здесь находиться в «Амуре», благодарен Хабаровску»
– Фавориты сезона? Очень все непредсказуемо, на мой взгляд. Как ты отслеживаешь составы команд?
– Если честно, вообще не отслеживаю ничего.
– Минское «Динамо» с Шипачевым пройдет первый раунд, как считаешь?
– От них все зависит. Сложно сказать. Задача у них стоит выходить в первый раунд. И они легионеров пригласили хороших. Тренер сильный, поэтому посмотрим, что у них получится.
– Скажи, хотел ли бы ты всю карьеру оставшуюся провести в Хабаровске?
– Сложно сказать и загадывать на будущее… Тут много факторов. Не знаешь, как сложится. Если так получится, то получится. Если нет, то нет. Но в любом случае, я рад здесь находиться, благодарен Хабаровску. Здесь все очень классно, мне все нравится. Да, далеко, но все равно классно в Хабаровске.
– Об этих перелетах и в Хабаровске, и во Владивостоке не принято говорить. Потому что смысл тогда вообще ехать на работу. Но скажи, пожалуйста, быстро ли ты привык к этим девятичасовым перелетам?
– Да, быстро. Для меня не было какой-то проблемы перестраиваться. Ну да, долго. Бывало и 12 часов летели… Но если правильно готовится, спать вовремя, то я думаю, что никаких проблем с перестройкой нет. И это будет только плюсом, когда в Хабаровск возвращаемся и дома играем. То есть мы-то адаптированы к перелетам. Это может быть даже не то, что минус, это наш плюс.
– Как город? Что больше всего впечатлило?
– Что впечатлило, так это Амур. Река впечатлила. Потому что я не видел ни разу еще таких широких и огромных рек. И когда летишь в самолете, то видно величие Амура. Это, конечно, впечатляюще. И самое впечатляющее, что у меня из окна вид на Амур. И вот каждый раз подходишь, смотришь и просто кайфуешь. Закат и солнце постоянно. Тоже очень классно.
– А как сказывается близость границы на ценах? Бешеные? Или что-то можно, наоборот, очень выгодно купить?
– Что касается продуктов, то дороже. Причем в сравнении с Беларусью раза в четыре, наверное. Мы просто взяли чек и сравнили цены.
– Лига постоянно вводит новые правила. В том году было правило трех секунд, но это касается больше защитников. Сейчас вели по примеру НХЛ: если в овертайме снимаешь вратаря и пропускаешь, лишаешься очка, заработанного в основное время. Как тебе эти изменения? Что ты, может, добавил бы? Судьи же сейчас с вами работают, детали какие-то объясняют.
– Если меняют, то это значит, что лига вперед движется, не стоит на месте. Мне кажется, это прогрессивная работа.
– В плане бытовых условий, что бы ты поменял? Может, действительно, единый стандарт коробок уже сделать? Или тренажеры, чтобы нормальные были всюду для гостевых команд.
– Да вроде всем этим занимаются сейчас. Обо всем знают и работают над этим. Клубы идут навстречу. Тут прям вся лига развивается. Причем развивается очень быстро. Это очень здорово.
«Феномен белорусского хоккея – это то, что мы не являемся легендарными здесь»
– Феномен белорусских игроков. В чем он заключается? Потому что очень много ребят заходит ежегодно в КХЛ.
– Мне кажется, в первую очередь это то, что мы не являемся легендарными здесь. То есть я думаю, что это один из таких главных плюсов. И для белорусского хоккея это абсолютно, наверное, огромнейший плюс. Ведь многие уезжают в хорошие системы. Думаю, что это в плане развития белорусских игроков очень здорово. Причем это поможет и сборной в последующем.
– IIHF бан продлила. Насколько это проблема?
– К сожалению, от нас-то мало что зависит.
– Уровень проседает? Ведь нет возможности играть против ведущих сборных.
– Ну, как сказать, уровень… Уовень может не проседать. Вопрос в том, что сам факт того, что международных игр нет, это, конечно, плохо. И опять же, вот чемпионат мира показывают, и нет там белорусов, нет россиян, и я вот даже не смотрю. Если раньше за всем следил пристально, каждый год чемпионат мира, то сейчас даже не смотришь. Вообще. Неинтересно. Не за кем следить.
– Я думаю, и они страдают от этого, да?
– Да, конечно. Россия – Канада, условно, вывеска какая! Мне кажется, зрительский интерес даже упал. Потому что таких матчей уже нет. Хотелось бы верить, что в скором времени все восстановится. И все вернут назад.
– А расскажи про финансы? Как сберегаешь? Вкладываешься во что-то?
– Пока ничего такого нет, никаких активов.
– В чем сила хоккея?
– Хороший вопрос…
– Особенность этой игры.
– Динамика, быстрота, скорость. Борьба.
– Какая у тебя мечта и какая большая цель?
– Большая цель в плане работы – это Кубок Гагарина. В жизни моя мечта – путешествовать много и посмотреть мир. Но, наверное, это тоже больше цель.