«Будем равняться на Соболенко». Згировский — о карьере, тренерах и лидере белорусского тенниса

Талантливый белорусский теннисист Александр Згировский является одним из главных действующих лиц в белорусском мужском теннисе. Молодой уроженец Минска на прекрасной ноте завершил юниорскую карьеру, став финалистом одного из турниров «Большого шлема» в парном разряде – US Open. Однако переход во взрослый теннис дался отечественному спортсмену нелегко из-за травм.

Александр Згировский. Фото: Личный архив Александра Згировского
Александр Згировский. Фото: Личный архив Александра Згировского

В эксклюзивном интервью Metaratings.by Александр Згировский рассказал:

  • О главных достижениях в юниорской карьере
  • О своих тренерах
  • Об опыте выступлений за национальную команду
  • Об Арине Соболенко

— Александр, вы несколько раз уже упоминали в своих предыдущих интервью об этом, но все-таки расскажите нашим читателям, как вы пришли в теннис.

— На самом деле, все получилось достаточно случайно. У нас дома лежали теннисные ракетки, папа иногда играл с друзьями для удовольствия. Когда мне было четыре года, я увидел по телевизору трансляцию матча на US Open. Я тоже взял ракетку, как те дяди на экране, мячик и стал стучать им об стенку дома. Родители посмотрели, чем я занимаюсь, и решили отвести меня в секцию тенниса. Но это оказалось непросто – тогда четырехлетних не брали в теннис, приходите в шесть. Но здесь повезло. В Севастопольском парке, куда мы пришли на пробы меня увидела специалист — Ирина Хрипач. Она рассказала куда пойти и к кому обратиться… И дальше понеслось. Получается в теннис я играю уже на протяжении 18 лет.

— Поделитесь подробностями о своем юниорском этапе карьеры. Одним из главных достижений был выход в финал Открытого чемпионата США 2019 года в парном разряде. Расскажите о своих ощущениях от этого знакового события в Вашей жизни.

— Моя юниорская карьера началась в 14 лет. В этом возрасте я стал играть свои первые турниры до 18 лет. Это был начальный этап: соревнования 5-й и 4-й категории. Постепенно начал двигаться. В 15 лет я стал одерживать первые победы, выиграл свой дебютный титул. В Минске мне покорился турнир 4-й категории. В 16 лет попал в топ-100 лучших юниоров. Однако затем случилась череда травм, я не играл и рейтинг ухудшился. Я опустился в район 400-й позиции. Но в свой последний год в юниорском теннисе за полгода мне удалось подняться на 35-е место в рейтинге.

С юниорским US Open все получилось достаточно спонтанно. Мы долго думали, ехать ли мне на американский мэйджор или нет. Так получилось, что я отправился в США один. Изначально это казалось полным абсурдом, ведь ездить спортсмену по турнирам одному в 18 лет — не очень хороший вариант. Тем более, что Америка находится далеко. Я решил рискнуть, так как Открытый чемпионат США был моим последним юниорским ТБШ. Всего по юниорам сыграл три мэйджора: «Ролан Гаррос», Уимблдон и US Open. На американском «Шлеме» в паре с чехом Эндрю Паулсоном мы дошли до финала, в битве за трофей уступив американскому тандему Элиот Спиццирри/Тайлер Цинк со счетом 6:7, 4:6.

Это было классная неделя! Я получил невероятные эмоции! Помню, что во втором круге мы сразу попали на вторых сеяных, которые к тому моменту прошли круг на взрослом Открытом чемпионате США. Перед матчем с ними я сказал себе, что все равно будем бороться за победу. Мы шли от игры к игре: даже не успел оглянуться, как в паре с Эндрю вышли в финал. Естественно, был очень рад этому достижению, потому что риск оказался оправдан. Хоть мы и не завоевали титул в Нью-Йорке, все равно считаю, что сыграли очень достойно. Это было самое весомое достижение в юниорской карьере. Оно помогло мне двигаться дальше по рейтингу и придало уверенности. Могу описать этот US Open как максимально позитивное событие. Дай Бог, чтобы таких моментов в моей карьере было больше.

— На «Шлемах» по юниорам нет призовых. Расстраивал ли этот факт?

— По юниорам я вообще не особо и задумывался про деньги и призовые. Меня всегда больше интересовала сама игра, сам процесс развития: все, что связано с теннисом и тренировками. Да, конечно, хотелось, чтобы и по юниорам платили (смеется). Отмечу, что в Беларуси очень серьезная поддержка тенниса и всего спорта в целом. Поэтому благодарен тому, что государство всячески поддерживает отечественных спортсменов, и мы можем полностью сосредоточиться на игре.

— Какие специалисты сыграли ключевую роль в Вашем становлении как игрока? С кем работаете сейчас?

— Моим первым наставником была Ольга Мельникова. Она тренировала меня с 4 до 6 лет. Не особо помню это время в подробностях, но родители говорили, что мне нравился теннис. С Ольгой Александровной мы начинали с азов. Играли в школьных залах, на площадках, которые, вероятно, были даже не предназначены для тенниса. Именно она и привила мне любовь к спорту, ставила базовые технические моменты.

Потом перешел к Татьяне Зеленкевич. У нее я занимался с 6 до 12 лет. Она внесла серьезный вклад в мою раннюю юниорскую карьеру. Это возраст, когда необходимо ставить технику и развивать игровое мышление. Татьяна Николаевна помогала мне, за что я ей очень благодарен. Мы достигли с ней хороших результатов по детям (до 12 лет). А с 13 до 17 лет я занимался у Евгения Лавренова. С ним мы много ездили по юниорским турнирам. Именно Евгений Валерьевич стоял у истоков первых юниорских успехов.

После Лавренова я работал с Владимиром Волчковым. Говорю о периоде с 17 до 20 лет. С Волчковым мне удалось достигнуть самых значимых результатов по юниорам. Стоит вспомнить прорывной 2019 год, который я провел под руководством Владимира Николаевича. Именно тогда состоялся мой дебют в Кубке Дэвиса. Это было классное время. Волчков сделал для меня очень многое и всегда сильно вкладывался в работу. Я безумно благодарен этому специалисту. Он привил мне качества вне корта, часто общался со мной не только на теннисные темы, делился богатым жизненным опытом. Очень рад, что у меня был такой тренер, особенно в таком важном периоде.

После этого я некоторое время тренировался в Италии. Однако там у меня не было персонального специалиста, больше занимался в группе. После этого я сотрудничал с Александром Бурым. А затем за меня взялся Дмитрий Жирмонт. Именно с ним я и работаю по сей день. Мы начали плотную совместную работу в 2022 году. Фитнес-тренером является наш прославленный экс-биатлонист Владимир Чепелин.

Хочу сказать, что очень сильно благодарен всем тренерам, с которыми работал на разных этапах карьеры. Каждый из специалистов внес свой вклад в мое становление как профессионального спортсмена. Это продолжают делать и те наставники, с которыми работаю сейчас. Я с теплотой и благодарностью всегда вспоминаю всех своих теннисных учителей.

Александр Згировский. Фото: Личный архив Александра Згировского
Александр Згировский. Фото: Личный архив Александра Згировского

— Давайте поговорим о не самом приятном в карьере каждого профессионального спортсмена – травмах. В прошлом июне вы признавались, что после страшной травмы, полученной в 2022 году, не знали, сможете ли играть дальше, однако не сдались и смогли вернуться к выступлениям. Какие проблемы со здоровьем могли заставить Вас зачехлить ракетку? Преследуют ли Вас сейчас травмы?

— Это действительно самая печальная часть моей карьеры. У меня была тяжелая травма колена. Были моменты, когда я не мог нормально ходить. Никто не понимал, что нужно конкретно делать. Мы проходили много обследований, МРТ. Пробовали разные методики восстановления и в итоге пришлось прибегнуть к уколам. 4-4,5 месяца я проходил реабилитацию. На тот момент Дмитрий Клецов, мой тренер по фитнесу, помог мне восстановиться. За это я ему очень благодарен.

Мы работали с травмой, когда она перешла в такое состояние, при котором я вообще не мог играть. На протяжении некоторого времени я играл с больным коленом. Где-то оно беспокоило меньше, но все равно все было непредсказуемо. Бывало, что я приезжал на турниры, и очень сильно болела нога. Приходилось или сниматься, или доигрывать на одной ноге. Бывало, что долго тренировался, все было хорошо, и прямо перед выездом или за неделю до поездки на соревнования колено соскакивало.

В сезоне-2022 мы смогли решить вопрос с травмой. В июне 2022 года начал уже полноценно тренироваться. Перед этим я съездил на серию турниров в Тунис, там у меня начало опять болеть колено, из-за чего не мог ни тренироваться нормально, ни играть. Было принято решение полностью прекратить выступления на турнирах до тех пор, пока боль не прекратится.

Я даже думал, что мне придется заканчивать с профессиональным теннисом, особенно в те моменты, когда не мог вообще нормально ходить. Благо в итоге нашлись компетентные специалисты в сфере медицины. С уколами и различными процедурами мне очень помог РНПЦ спорта. Доктор в национальной команде по теннису, Александр Разумец, также участвовал во всех восстановительных процессах. Ему отдельно стоит сказать огромное спасибо.

Если говорить о других проблемах со здоровьем, меня также беспокоило плечо. Но все же это было не так серьезно, как травма колена. Сейчас травмы меня не беспокоят. Это благодаря качественной работе нашего доктора национальной команды Разумца и массажиста сборной Ивана Бурого. Весь прошлый сезон я отыграл без травм. Были мелкие болячки, но это не страшно. Дай Бог, чтобы так дальше было. В этом году меня преследуют не травмы, а болезни. Так получилось, что с октября 2023 года по январь 2024 года умудрился заболеть целых четыре раза! Перенес COVID-19 и простудные инфекции.

— В июле 2023 года вы впервые в карьере пробились в четвертьфинал «Челленджера». Это произошло в Астане (Казахстан). Что для вас значил дебютный выход в решающую стадию на престижном взрослом турнире?

— Тот турнир я вообще начинал с квалификации. Все матчи были на тоненького, так как проходили в невероятной борьбе. Особо не замечал, куда я прохожу и что происходит. Я отдавал всего себя на корте. После турнира в Астане осознал, что сумел попасть в 1/4 финала на «Челленджере». Это здорово! Такой результат добавляет уверенности и оптимизма. До этого турнира казалось, что я не особо готов играть на таком уровне с сильными оппонентами. Но когда ты выигрываешь несколько матчей, то начинаешь смотреть на все по-другому.

В тот момент мои мысли начали переходить в другую стадию: от того, как просто играть с такими соперниками до того, как можно побеждать их. Я начал всерьез рассматривать какие-то варианты, как обыграть этих теннисистов. До этого не видел даже таких перспектив. Я был настроен сражаться, а там уже будь, что будет. «Челленджер» в столице Казахстана стал прорывном турниром для меня. Очень доволен, что получилось здорово выступить на нем. Это был классный опыт, который 100% поможет мне в дальнейшем!

Эксклюзив
Фрибеты80 BYN + 120 FSФонбет, Беларусь
Только на METARATINGS
Работает! - проверено3897активаций за неделю
Эксклюзив
Фрибеты100 BYNWinline, Беларусь
Только на METARATINGS
Работает! - проверено5022активаций за неделю
Работает! - проверено891активаций за неделю

— Вы провели два матча за национальную сборную Беларуси. Какие эмоции испытывали во время игр за отечественную команду?

— Когда играешь за национальную команду, то испытываешь абсолютно невероятные эмоции, невероятные ощущения. Это то, что нельзя сравнить ни с чем. Всегда присутствует особая атмосфера, царит особое напряжение. С одной стороны напряжение, а с другой стороны — легкость, потому что ты понимаешь, что ради этих моментов ты тренировался всю жизнь. И когда ты оказываешься в этой ситуации, когда выходишь на большую арену, где много болельщиков, ты испытываешь счастье. Я был очень горд, что мне предоставили шанс защищать цвета сборной Беларуси по теннису. И в целом я очень любил играть за национальную команду, еще по детям и юниорам. Очень жду, когда нас снова смогут допустить участвовать в Кубке Дэвиса, либо в другом похожем командном состязании, где можно будет бороться за трофей, отстаивая честь своей страны.

— С кем из отечественных теннисистов общаетесь лучше всего?

— У меня огромное количество друзей по всему миру. Но если брать наших ребят, то лучше всего общаюсь с моим многолетним напарником Александром Леоненко. Вместе с ним я впервые отправился играть за национальную сборную. Мне было 10 лет, а Александру — 12. Затем начали играть вместе пару. Тогда я был 14-летним подростком. Именно вместе с Леоненко я взял все титулы в паре. К числу моих близких друзей также отнесу Даниила Остапенкова и Эрика Арутюняна. Поэтому выделю именно этих трех игроков.

— Как считаете, почему во взрослом теннисе у белорусских мужчин не получается достичь значительных высот, а у женщин, напротив, наблюдается противоположная тенденция? Сейчас в АТР-туре нет ни одного отечественного спортсмена, входящего в топ-100.

— На этот вопрос очень трудно ответить. Я не могу сказать точно, почему так происходит. Такая тенденция сложилась уже давно, с самого начала нашей суверенной теннисной истории. Мы, как представители мужского тура, должны быть очень рады и благодарны тому, что белорусские девушки играют на самом высоком уровне. Они показывают нам, что такие результаты возможны. Поэтому отечественные теннисисты стараются стремиться к топ-уровню. Надеюсь, что однажды наши игроки по всем возрастам и категориям смогут дорасти до него.

Александр Згировский. Фото: Личный архив Александра Згировского
Александр Згировский. Фото: Личный архив Александра Згировского

— Следите ли за успехами Арины Соболенко? На AustralianOpen — 2024 белоруска защитила свой прошлогодний титул.

— Я слежу за результатами наших ребят и девушек. Поддерживаю и болею за них. Естественно, я был искренне рад и счастлив за Соболенко, когда она защитила титул на австралийском «Шлеме». Это было на грани невозможного, на грани фантастики! Соболенко добилась исторического достижения мирового уровня. Рад, что в нашей стране есть такой игрок, как Арина.

Своим примером она показывает всем остальным, что подобные результаты реальны и всего можно достичь. У белорусских теннисистов есть отличный пример настоящей спортивной самоотверженности и трудолюбия. Это невероятная ценность для всех отечественных игроков. Мы будем равняться на Соболенко и стремиться достигать максимум наших возможностей.

— Кто является вашим кумиром в АТР-туре? Есть ли теннисист, за которого персонально переживаете?

— Мой кумир в ATP-туре — Новак Джокович. Он серб, славянской национальности, поэтому ближе всего к нам по менталитету. Несмотря на то, что он вырвался из не самых благополучных условий, Новак смог стать величайшим теннисистом в истории. Это очень восхищает и мотивирует меня. Единственный теннисист, за которого переживаю, — я сам (смеется). Но думаю, что это нормально.

— Какие цели ставите для себя на ближайшее время?

—Я давно перестал ставить себе в теннисе рейтинговые цели или т.п., потому что после определенных событий в жизни (травмы, др. обстоятельства), картина мира относительно моих задач поменялась. Даже краткосрочных. Для меня цель номер один – оставаться здоровым. Это основа в спорте. А если брать более предметно, то моя задача на данный момент – это просто выходить на каждый матч и отдаваться на корте на 100%. Бороться за победу в каждом поединке, за каждый розыгрыш, словно вся моя жизнь зависит от этого.

В какой-то момент я стал больше фокусироваться на причинах, нежели чем на следствиях. Мой рейтинг – это всегда следствие проделанной мной работы: насколько я понимаю игру, насколько понимаю себя. Все свои цели я ставлю в рамках того, что я могу контролировать дисциплину, отношение к делу, развитие внутри тенниса. Мои задачи лежат больше именно в этой плоскости. А в конце сезона будет видно, на какой позиции в рейтинге ATP я окажусь.

— Чем любите заниматься в свободное время?

— Я очень люблю теннис, поэтому стараюсь свое свободное время свободное заполнять им. Люблю смотреть теннис, читать, общаться с друзьями. Могу обсудить с ними ситуации в теннисном мире. Раньше я много читал, сейчас чуть меньше. Наелся чтением в определенный промежуток времени, сейчас отношусь к этому хобби спокойнее.

Люблю посмотреть хорошее кино с сильными ролевыми моделями или о спорте. Обожаю животных и проводить время с семьей. У меня не так много свободного времени. Когда ты полноценно тренируешься (две тренировки в день плюс фитнес), восстановление, дорога, дополнительные подготовительные процедуры, мысли заняты уже только тем, как бы покушать и лечь спать (смеется).

— Любимый вид спорта, кроме тенниса?

—Я настолько наполнен теннисом, что ни на что другое не остается места (смеется). Когда был маленьким, то мог посмотреть футбольный или баскетбольный матч. А сейчас из спортивных игр слежу только за теннисом. Остальное не вызывает у меня такого бурного интереса. Могу поиграть в шахматы. Это хорошее занятие.

— Ваш самый запомнившийся поступок в жизни.

— Не смогу выделить что-то конкретное. Может быть, этот поступок у меня еще впереди. Стараюсь каждый день, каждый момент максимально проживать и насыщать. Наверное, поэтому у меня и нет сейчас определенного запомнившимся жизненного поступка. Не знаю, хорошо это или плохо, но на данный момент так.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте