Главная спортивная первого дня зимы для России рванула утром: американская команда «Хаас», выступающая в «Формуле-1», объявила о подписании контракта с российским гонщиком Никитой Мазепиным. Рассказываем о четвертом россиянине в истории, который станет боевым пилотом серии, а также о миллионах долларов и влиятельном отце за его спиной.
Об этом сезоне «Формулы-1» еще по ходу его у экспертов и фанатов было, как минимум, два предположения: очередное чемпионство Хэмилтона и смена пилотов в «Хаасе». Британец взял 7-й титул пару недель назад, а перемены в американской конюшне официально стартанули с началом зимы.
В официальном заявлении американцев сказано, что Никита Мазепин подписал долгосрочный контракт, но не указано количество сезонов и кого конкретно он заменяет. Это не так важно, потому что оба основных пилота «Хааса» Ромен Грожан и Кевин Магнуссен покидают команду после этого сезона. Грожан, возможно, свою последнюю гонку провёл уже в выходные, когда чуть не сгорел на первом круге после столкновения с Даниилом Квятом. Французу предстоит еще восстановиться от последствий аварии.
Впрочем, Мазепин не сможет его заменить так сразу. Во-первых, контракт вступает в силу с сезона 2021 года, во-вторых, у него пока нет суперлицензии для выступления в «Ф-1». Но за оставшиеся две гонки в «Формуле-2» исчезнет и эта формальность.
Никита станет четвёртым россиянином, который увидит стартовый огни и, если всё пойдёт по плану, финишные флаги в главной серии автоспорта. Первым человеком с российским паспортом в кокпите болида стал Виталий Петров. За ним последовали Даниил Квят и Сергей Сироткин. Сейчас в «Ф-1» остался лишь один Квят, но по его будущему в серии пока всё неутешительно. Поэтому за борьбой двух россиян в главной автоспортивной серии мы вряд ли будем наблюдать в следующем году. Есть ещё прогрессирующий в «Формуле-2» Роберт Шварцман, но для него пока нет свободных мест в пелотоне.
А вот и видео той самой аварии. Грожан столкнулся с Квятом и врезался в ограждение 😱
— Матч ТВ (@MatchTV) November 29, 2020
Пилот чудом успел выскочить из болида. Кошмар:https://t.co/4SboRkGqp7 pic.twitter.com/5SnPBXilqM
Впрочем, Мазепин не сможет его заменить так сразу. Во-первых, контракт вступает в силу с сезона 2021 года, во-вторых, у него пока нет суперлицензии для выступления в «Ф-1». Но за оставшиеся две гонки в «Формуле-2» решится и эта формальность.
Никита станет четвёртым россиянином, который увидит стартовые огни и финишные флаги в главной серии автоспорта. Первым человеком с российским паспортом в кокпите болида стал Виталий Петров. За ним последовали Даниил Квят и Сергей Сироткин. Сейчас в «Ф-1» остался лишь один Квят, но по его будущему пока всё неутешительно. Поэтому за борьбой двух россиян в главной автоспортивной серии мы вряд ли будем наблюдать в следующем году. Есть ещё прогрессирующий в «Формуле-2» Роберт Шварцман, но для него пока нет свободных мест в пелотоне.
Отец Мазепина владеет «Уралкалием», на его счету больше миллиарда долларов, а для сына он купил в прошлом году команду в «Формуле-2»
Russia’s Nikita Mazepin will drive for Haas F1 Team, in a multi-year deal starting with the 2021 FIA Formula 1 World Championship. ⬇️#HaasF1 https://t.co/MirYFuqUGd
— Haas F1 Team (@HaasF1Team) December 1, 2020
Мазепин ещё ни дня не провёл в «Формуле-1», но очевидно, что за ним закрепится статус денежного мешка. Коротко напомним об устройстве «Ф-1». Это самая дорогая серия в автоспорте, где, если ты не постоянный претендент на подиум, то за участие приходится платить самому или спонсорам.
Вообще, в главную гоночную серию мира можно попасть только двумя способами. Путь первый: гонщик на старте карьеры – суперталант, за которого финансово впрягается академия развития. Такой путь проделал Себастьян Феттель, все расходы на его путь наверх брала программа развития «Ред Булла». Но в основном старт карьеры в больших гонках возможен благодаря обеспеченным родителям. И это случай Мазепина.
Отец пилота Дмитрий Мазепин – владелец «Уралхима». Компания в числе лидеров на рынке минеральных удобрений не только в РФ, но по всей Восточной Европе. Годовой оборот компании в районе 100 млрд рублей, а сам папа новичка «Хааса» владеет состоянием на 1,3 млрд долларов (рейтинг «Форбс» от 2015 года, более свежие данные отсутствуют).
Мазепин старший поддерживал сына с самого детства в его гоночных увлечениях. Диким талантом Мазепин-младший никогда не считался, но возможности ему предоставлялись такие, что прогрессировать мог любой, знавший хоть что-нибудь про открытые колёса.
В 17 лет он стал пилотом программы развития «Форс Индии». На бумаге звучит круто, но в этом был большой политический шаг. Отец Мазепина собирался выкупить сотрясающуюся от скандалов команду, однако его опередил другой золотой отец Лоуренс Стролл. Кстати, в следующем сезоне два миллиардера будут следить за своими детьми в «Ф-1». Стролл-младший смог закрепиться благодаря вложениям отца и даже два раза заехал на подиум.
На неудаче с покупкой «Форс Индии» глава «Уралкалия» не остановился, продолжая вкладываться в развитие сына, который неплохо показал себя в «Формуле-3» и GP-3, а в прошлом сезоне дебютировал в «Формуле-2».
Перед этим отец обеспечил ему невероятную подготовку. Мазепин-младший поработал с бывшим физиотерапевтом чемпиона мира-2016 Нико Росберга и прошел частную практику с чемпионской машиной «Мерседес-2017». СМИ писали о деталях: почти две недели тестов на актуальных шинах Pirelli и на трассах «Ф-1». В помощь ему предоставили Эстебана Окона, который к тому моменту провёл несколько десяток гонок в «Формуле-1». Вишенкой на торте стали тесты в «Барселоне» на актуальной машине «Мерседеса». И всё это только для подготовки к первому году в «Формуле-2»!
Но дебютный сезон был одним сплошным провалом. Всего 11 очков в 22 гонках. Из тех, кто хоть что-то набрал, Мазепин оказался третьим с конца. А на домашнем Гран-при в Сочи он жёстко влетел в соперника, в прямом смысле отправив его в больницу. На том же этапе в России он показался в шлеме с кристаллами Swarovski, что вряд ли было уместно для аутсайдера сезона.
На следующий год снова руку помощи протянул папа. Дмитрий Мазепин всё-таки купил команду, но в «Формуле-2». В отцовском Hitech Grand Prix гонщик вдруг стал прибавлять от гонки к гонке. В текущем сезоне у него 6 подиумов, 2 победы и третье место в общей таблице. Если ориентироваться на этот чемпионат, то «Хаас» берёт к себе не мешка, а перспективного 21-летнего гонщика.
Неизвестно, сколько в Мазепина вложил отец — такие данные ещё предстоит узнать инсайдерам из мира «Ф-1». В того же Ленса Стролла, по данным журналистов из мира королевских гонок, только в молодёжных сериях было вложено около 60 млн долларов.
«Хасс» – дочка «Феррари», и в следующем сезоне Мазепин должен гонять в одной команде с сыном Шумахера
Уже этой осенью появились слухи о желании Мазепина старшего купить «Хаас». Журналисты даже поймали встречу миллиардера и руководителя американской компании Гюнтера Штайнера в Сочи. Последнему пришлось оправдываться. «Я давно знаю Мазепина. Он посетил Гран-при России по очевидным причинам – в конце концов, он русский. Мазепин был в нашем моторхоуме со своей семьей. Мы только выпили кофе. «Хаас» не продается. Давайте закончим этот разговор».
«Хаас» выступает в «Ф-1» с 2016 года. В первом же сезоне благодаря усилиям Грожана, американцы показали достойный результат, регулярно набирая очки. Но при текущем регламенте ловить «Хаасу» нечего даже при тесном сотрудничестве с «Феррари». Для итальянцев эта конюшня – скрытая дочка. Помимо двигателей и коробок передачи многие узлы и элементы американцы тоже получают от своего старшего брата, из-за чего часто попадают под критику представителей других команд средней руки, которые сами занимаются разработкой своих болидов.
На техническом взаимодействии отношения между двумя командами не заканчиваются. Пока не назван партнёр Мазепина по новому сезону, но с огромной вероятностью им станет сын семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера – Мик Шумахер. Сейчас 21-летний немец – единоличный лидер сезона в «Формуле-2». Изначально были слухи о его переходе в «Альфа Ромео», но там состав пилотов не изменится как минимум до конца следующего сезона.
В начале 2019-го сын прославленного гонщика был объявлен пилотом программы развития «Феррари». В первый же большой сезон итальянцы решили им не рисковать, но следить за ним они будут в дружественном «Хассе». По многочисленным сообщениям, которые публикуются всю вторую половину сезона, объявление подписания в «Хаас» – вопрос времени. Так что уже через полгода, если опять не вмешаются сторонние силы, как было в этом сезоне, мы сможем наблюдать за борьбой двух сыновей своих известных отцов на трассах «Формулы-1» под одним командным флагом.
Лучшие букмекеры для ставок на «Формулу-1»
Читайте Metaratings, чтобы быть в курсе свежих новостей белорусского и мирового спорта, эксклюзивных инсайдов и экспертных мнений.