Правила игры в шахматы

Шахматы — настольная игра, которая была придумана давным-давно, а до сих пор пользуется популярностью во многих странах мира. Соревноваться в неё могут не только профессионалы, участвующие в национальных и международных турнирах, но и любители, и даже детьми. Шахматы дают прекрасную возможность интересно провести досуг, а ещё позволяют развить логику, интеллект и память. При этом их правила не такие уж простые, однако при тщательном изучении всё становится понятно достаточно быстро.

шахматы

Шахматы — весьма специфическая игра, имеющая множество особенностей и нюансов. Рассказать в правилах о всех ситуациях, которые возможны во время игрового процесса, невозможно, однако ряд ключевых моментов непременно стоит запомнить. Например, существует сразу несколько пунктов, которые фиксируют ход в матче совершенным:

· если шахматист опустил фигуру на свободное поле;

· если шахматист «срубил» фигуру соперника, поставив на её место свою;

· после сделанной рокировки.

Кроме того, игрок обязан совершить ход фигурой, если он взял её в руку. В случае, когда появляется необходимость поправить что-либо на доске, об этом заранее нужно оповестить соперника, чтобы это касание не засчиталось в качестве хода.

Помимо классических шахматных действий у игроков есть возможность совершить два специальных хода. Рокировка — единственная возможность в игре задействовать сразу две фигуры за один шаг: король сдвигается на две клетки в сторону ладьи, а та передвигается в поле, находящееся между первоначальной и текущей позициями короля. Взятие на проходе — возможность собственной пешкой «срубить» сделавшую двойной прыжок пешку соперника, будто та сделала шаг только на одно поле.

шахматы

Разумеется, все эти детали — это уже относительно сложные вещи, а правила шахмат для начинающих дают понять, что играют друг против друга два человека, они соперничают на шахматной доске, куда выстраиваются по 16 фигур с каждой стороны в определённом стандартизированном и общепринятом порядке, а целью противостояния является мат — отсутствие возможности у соперника спасти короля. Возможны случаи, когда по ходу партии мат не ставится:

1. Если один из игроков видит своё тяжелое положение, он может добровольно сдаться.

2. Пат — игровая ситуация, когда ни один из шахматистов не может довести дело до победы, приводит к ничейному исходу.

Шахматная партия — соревнование, которое состоит из трёх элементов: дебюта, миттельшпиля, эндшпиля. Многие недооценивают важность первого из них, однако именно начало поединка задаёт структуру всего противостояния, ведь в этот момент формируется расстановка на столе, когда можно завладеть игровой инициативой. Перед началом встречи проводится жеребьёвка (если регламент турнира не подразумевает иного), которая определяет цвет фигур у шахматиста. Тот, кому выпадают белые, ходит первым, а его соперник — вторым.

Как мы уже обозначили выше, перед стартом партии каждый игрок имеет по 16 фигур своего цвета, причём каждая из них имеет свою особенность. Более того, существует целая классификация шахматного инвентаря:

· конь и слон — это лёгкие фигуры;

· ладья и ферзь — тяжёлые фигуры;

· король — особенный вид, который из-за своей важности и ценности не относится ни к одному из двух предыдущих типов;

· пешка — не такая важная и ценная, как король, однако тоже идёт отдельно, не относясь к общей классификации.

Расскажем о названиях и возможностях каждой фигуры в шахматах, а также перечислим, в каком количестве они располагаются на доске перед началом противостояния.

Король — 1 штука

Король — ключевая и самая высокая фигура на доске, которая у каждого шахматиста имеется в единственном числе и всегда должна быть в безопасности. Если соперник «срубит» его, это приведёт к поражению в партии. Играть королём можно в любом направлении, но только на одну клеточку, а также может участвовать в рокировке.

Ферзь — 2 штуки

Ферзь (или «королева») — ещё один чрезвычайно важный и самый сильный персонаж, причём по своему функционалу он гораздо полезнее короля, так как ходить может в любом направлении на любое количество клеточек. Визуально ферзь чуть ниже короля, при этом на своей вершине имеет характерный шарик.

Ладья — 2 штуки

Ладья — менее универсальная фигура, нежели ферзь, так как она может ходить на любое количество полей по вертикаль и горизонтали, а вот диагональные передвижения ей недоступны. Внешний вид ладьи напоминает крепостную башню, а по размеру она значительно уступает королю и ферзю, зато по количеству их две штуки.

Слон — 2 штуки

Слон по своему функционалу — это полная противоположность ладьи, так как ходить он может исключительно в диагональном направлении на любое количество клеточек, зато с вертикальными и горизонтальными направлениями у него проблемы — туда он передвигаться не может. Перед стартом партии у каждого игрока есть по два слона: один из них перемешается только по черным полям, другой — только по белым. По габаритам они чуть ниже короля и ферзя, но выше ладьи, а вершина имеет каплевидную форму.

Конь — 2 штуки

Особенность коня в его манере перемещения, так как ходит он недалеко, зато витиевато — буквой «Г», то есть на три клетки в одну сторону и одновременно ещё на одну перпендикулярно предыдущим. Примечательно, что перемешается конь всегда на клеточку другого цвета, нежели он находился перед ходом. В комплекте каждого игрока есть по два коня, которые имеют соответствующий своему названию внешний вид, при этом по высоте они схожи с ладьёй.

Пешка — 8 штук

Классический шаг пешки — на одно поле вверх, однако из этого общего правила есть частности. Во-первых, стартовый ход она может совершить и на две клеточки вперёд. Во-вторых, «рубит» она исключительно по диагонали вперёд. По ходу партии пешка может достичь последнего вертикального поля, что позволяет игроку заменить её на любую другую фигуру, кроме короля. В плане габаритов пешки являются самыми низкими на доске, однако их оборонительный функционал крайне высок, а вот в атаке они менее полезны, чем остальные.

шахматы

С описанием и характеристиками фигур мы разобрались, однако на этом правила игры в шахматы не заканчиваются. Ещё один важный момент — это правильное их расположение на доске, которая представляет собой квадрат. Его вертикаль и горизонталь — по восемь клеточек, а площадь составляет 64 зоны, которые поочерёдно закрашены в белый и чёрный цвета. Горизонтальные зоны пронумерованы от 1 до 8, а у вертикальных полей есть буквенное описание от a до h. Соответственно, каждая клеточка доски номинально имеет свою собственную координату. Например, b6.

Перед стартом каждой партии все фигуры должны быть расположены на своих законных местах. Алгоритм их расстановки распишем ниже:

1. Первыми по краям доски ставятся ладьи, служащие сторожевыми башнями. У белых они имеют координаты a1 и h1, а у чёрных — a8 и h8.

2. Вслед за ладьями необходимо расположить шахматный зоопарк. Вблизи каждой ладьи необходимо поставить по коню: белые кони располагаются в клеточках b1 и g1, а чёрные — в b8 и g8.

3. Соседями коней, разумеется, являются слоны. Они стоят ближе к центу. Слоны белого цвета находят своё место в ячейках c1 и f1, а черные — в c8 и f8.

4. Центральные места в первых рядах занимают король и ферзь, являющиеся главными фигурами на доске. Бывают случаи, когда игроки путают, куда именно их нужно выставлять, однако достаточно выучить один нюанс: король позволяет ферзю расположиться на своём цвете. Получается, что белый ферзь занимает клетку d1, а его черный противник — d8. Королям же остаются столбцы под буквой «е»: белый стоит на e1, а черный — на e8.

5. Самое простое — расположение пешек. Их в коллекции каждого игрока по восемь штук, каждая из которых выстраивается непосредственно перед фигурами первого ряда. Все пешки белого цвета занимают ячейки с a2 по h2, а чёрные — с a7 по h7.

шахматы

Шах — игровая ситуация, когда король одного их шахматистов находится под угрозой удара. Если следующим шагом не спасти ключевую фигуру, игра будет проиграна. Для избежания этого необходимо выполнить одно из следующих действий:

· попытаться уйти королём в свободную ячейку, которая находится без угрозы удара противника;

· выставить под удар любую другую фигуру, чтобы выкрасть время и возможность для перемещения короля в безопасную клеточку;

· ликвидировать угрожающую фигуру соперника, если такая возможность существует.

Если ни один из вышеперечисленных приёмов не удаётся воплотить в жизнь, следующим шагом оппонент выставляет мах, берёт короля, что и означает его победу. Помимо этого, существует ряд других пунктов, позволяющих выиграть матч:

· если соперник добровольно признал поражение и сдался;

· если у соперника закончилось время на ходы, при этом у другого игрока сохраняется возможность сделать мат;

· если противник совершил два невозможных хода;

· если противник опоздал/не явился на турнир вовсе.

Кроме того, существует ряд игровых случаев, при которых возможен ничейный исход противостояния. Ниже рассмотрены некоторые из этих вариантов:

· «мёртвая позиция» — ситуация, при которой оба оппонента не имеют возможности сделать мат;

· если король в текущей момент находится в безопасной позиции, то есть не под матом, при этом у него нет возможности совершить ход;

· по требованию одного из игроков, если совершено 50 ходов без взятия фигур, а также без чьего-либо требования, если таких ходов сделано 75 подряд;

· по обоюдному согласию сторон.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте