Пока весь мир решает, как ему выйти из тяжелейшего экономического кризиса, НФЛ празднует заключение рекордных сделок. Самая богатая лига мира анонсировала новые ТВ-контракты с ведущими американскими бродкастерами на колоссальные 113 млрд долларов. Ещё раз – на 113000000000 долларов! Metaratings.ru рассказывает, почему кто-то вообще заплатил столько за американский футбол.
Соглашения вступят в силу в 2023 году и на 11 лет, а это значит, что лига каждый сезон будет получать с реализации ТВ-прав только на территории США свыше 9 млрд долларов. Для сравнения, это сравнимо с годовым доходом Эстонии. Ни одна лига мира сейчас не может и мечтать о таких доходах, хотя американский футбол – продукт сугубо внутреннего потребления.
К примеру, английская Премьер-Лига за сезон от британских ТВ-вещателей получает чуть менее 1,6 млрд фунтов, или 2,2 млрд долларов. Это более чем в четыре раза меньше, чем будет получать НФЛ. Ежегодный доход НБА от ТВ – 2,6 млрд долларов, но руководство лиги через несколько лет хочет увеличить заработок в три раза.
На фоне всех этих цифр недавняя сделка между НХЛ и The Walt Disney Company кажется совсем копеечной. Медиаконгломерат приобрёл права на более чем 1000 матчей примерно за 400 млн долларов. А вот ради трансляций НФЛ на ESPN и ABC компания будет платить 2,7 млрд долларов. При этом объём трансляций здесь в десятки раз меньший.
Вообще, это уникальная ситуация – в регулярном чемпионате НФЛ всего 256 встреч (скоро будет 272 после введения дополнительного 17-го тура), а в плей-офф – 13. Всего же сезон длится чуть более 5 месяцев. Общий объём контента небольшой, особенно на фоне других североамериканских лиг, но благодаря этому он намного более ценен.
Американский футбол идеален для бродкастеров
Безусловно. Матчи НФЛ ежегодно занимают лидирующие места в списках самых рейтинговых трансляций. К примеру, сразу семь трансляций Национальной футбольной лиги попали в топ-10. Причём НФЛ заняла все пять первых позиций в рейтинге. Средняя аудитория матчей НФЛ составляет 15 млн человек, что тоже лучший результат на американском ТВ.
Короткий сезон как раз и способствует таким цифрам. Для клубов важна каждая игра – всего клубы проводят по 16 встреч, футболисты постоянно выкладываются на полную, и зрители стараются не пропускать трансляции. «Мусорных» матчей, которые вообще никак не влияют на расклады, за сезон набирается не более пяти, да и то все они появляются лишь к концу регулярки.
В НБА и НХЛ в нормальные неукороченные сезоны клубы проводят по 82 встречи, и многие из них не несут никакого значения для турнирной таблицы. Зрителям не надо следить прямо за всем сезоном, плюс очень многое решается ещё задолго до конца регулярки. Чтобы хоть как-то это исправить, НБА вообще решила увеличить число участников в плей-офф с 16 до 20, то есть лига дала слабым командам дополнительную мотивацию.
Также на популярность футбола со стороны бродкастеров влияет и сам формат игры – американский футбол очень цикличный вид спорта, который по своей структуре даже ближе к волейболу, чем к регби и европейскому футболу. Многие зрители, которые только для себя открыли этот вид спорта, никак не могут привыкнуть к постоянным паузам. А вот ТВ-вещателям они очень даже по душе, так как их можно продать рекламодателям.
Всё это способствует тому, что ТВ-конгломераты готовы расставаться с миллиардами долларов. Они понимают, что благодаря рекламе есть шанс не только отбить все вложения, но ещё и прилично заработать. К примеру, во время Супербоула стоимость 30-секундного рекламного слота превысила 5 млн долларов.
Спорт – последний оплот ТВ перед независимыми онлайн-сервисами
Ещё одна немаловажная мотивация от ТВ-холдингов тратить такие деньги – это конкуренция со стороны кабельных телеканалов и онлайн-сервисов. За последние 10 лет на рынке появились такие игроки, как Netflix, которые переманили к себе часть ТВ-аудитории. Теперь здесь выходят новые сериалы и фильмы, а старые гиганты, такие как NBC, Fox, CBS находятся в чуть отстающем положении.
Во многом поэтому все крупные американские гиганты начали вкладываться в свои сервисы и онлайн-кинотеатры: NBC вложилась в Peacock, The Walt Disney Company – в Disney+ и Hulu и так далее. Понимая всю популярность своих ресурсов, бродкастеры выставляют на них часть контента. И с 2023 года здесь появится и НФЛ. Например, шесть игр регулярки можно будет посмотреть только на Peacock.
И всё же, это только единичные матчи, подавляющее большинство встреч будет показано по ТВ. Американское телевидение эволюционировало до такого состояния, что спортивные трансляции – главные в эфирной сетке. Они собирают наибольшие рейтинги и генерируют доходы. Грубо говоря, благодаря Sunday Night Football NBC может себе позволить снимать сериалы.
Но и интернет-гиганты также включились в борьбу за НФЛ. Amazon с 2022 года будет эксклюзивно показывать 15-16 матчей за сезон – компания приобрела права на показ всех четверговых матчей на своих сервисах. За это компания Джеффа Безоса будет платить лиге по миллиарду долларов ежегодно.
При этом, НФЛ вообще может разорвать соглашения с некоторыми ТВ-компаниями уже в 2030 году, если лига поймёт их невыгодность. Иными словами, уже через девять лет никто не будет удивляться, если ежегодный доход от реализации ТВ-прав превысит 12 или даже 15 миллиардов. Тем более ожидается, что в будущем за права на показ матчей НФЛ будут бороться и представители беттинг-индустрии, которые с каждым годом наращивают мощь в США.
Получить бонус на ставки в американском спорте