«Детей в Белоруссии хватает, а клубов – нет». Гандболист Подшивалов – о родине, ЦСКА и Бундеслиге

Белорусский разыгрывающий гандбольного ЦСКА Александр Подшивалов в интервью Metaratings.ru рассказал о проблемах чемпионата своей страны, сравнил его с российским, выделил главные особенности немецкой Бундеслиги, где ранее выступал за «Минден», а также подвел итоги ноябрьских игр, в которых армейцы одержали уверенные победы: над «Виктором» (31:24), «Каустиком» (32:29) и «Динамо-Сунгуль» (31:29).

Александр Подшивалов
Александр Подшивалов

– Ноябрь для ЦСКА выдался насыщенным на победы. Показалось, что с «Виктором» (31:24) было проще всего. Или это не так?

– Наверное, да, даже судя по счету. Мы выиграли 5 мячей, хотя вели и с большей разницей. Получилось отстоять от защиты, быстро все сделать в контратаке, забить свои быстрые мячи. Просто в других играх нам этого не хватало.

– При этом первый и второй таймы в Ставрополе – совсем разные части игры. В первом вы не позволяли сопернику показать хороший процент реализации и действовали агрессивно, во втором инициативу перехватил «Виктор». Что случилось?

– Отталкивались и от счета, могли где-то сыграть более раскованно. Когда разница дошла до +5, мы оставались на этом рубеже и комфортно себя чувствовали. К тому же, «Виктор» во втором тайме сам прибавил, ребята стали лучше играть – это их заслуга.

– Из Ставрополя сразу полетели в другой город? Или вернулись в Москву?

– Вернулись, время на отдых было.

– Но в Волгограде все складывалось не так радужно, как в Ставрополе. В чем, на ваш взгляд, разница между этими двумя соперниками?

– Видно, что молодая команда, ребята поймали кураж, у них все получалось, они не боялись и наслаждались игрой. У нас же вышло наоборот: были глупые потери, долго не забрасывали выходы один на один, в защите было довольно тяжело против желания ребят, у которых мяч полетел. Соперник чувствовал себя более раскрепощенно. Мы виноваты, что позволили вернуться в игру после 6:0, нужно было создавать комфортный отрыв и вести матч. Получилось так, что они задавали темп на развитие событий. Такое допускать нельзя.

– Это разозлило вас, когда поняли?

– Лично меня да. Я понимал, что так играть нельзя и нужно все брать в свои руки, но все шло, как шло. Иногда у нас просто не находилось возможности: хотели побежать, но сделали потерю, что-то не забили. Нужно было остановиться, выдохнуть. Например, мне, как разыгрывающему, надо было остановить команду и перевести дух, но мы бежали. Наверное, это была наша ошибка.

– Но, вероятно, самая сложная ноябрьская игра прошла все-таки с динамовцами, учитывая равный счет после первого тайма. Какие ошибки заметили?

– Да, это заметно по 17 пропущенным мячам. Понятно, что можно говорить, что у нас где-то не получилось в нападении, были потери, но это все было в разумных пределах. Реализация бросков составляла 75%, и восемь за игру. Нам есть куда расти, но стоит обратить внимание не на нападение, а на защиту. Все 30 мячей были забиты с позиции, что нелегко сделать в игре с любым соперником. Нужно работать над уверенностью в обороне, чтобы соперник боялся смотреть на ворота, и оттуда уже легкие мячи в отрывах – этой игры у нас не получилось. Отсюда и вышла разница в два мяча.

– При этом вам все равно удалось переломить результат в свою пользу, хотя казалось, что команда очень устала. Второе дыхание открылось?

– Так и есть. Была и эмоциональная усталость, и физическая – все-таки тренируемся и играем в усеченном составе, а это всегда непросто. Но я бы не стал ставить на физику, это больше психологический момент. Нужно по-другому настраиваться на игру, с позиции силы, нужно диктовать свои условия, начиная от защиты. А у нас это не совсем получается. Будем исправлять – это наша задача на декабрьские игры.

Александр Подшивалов
Александр Подшивалов (в центре) в ЦСКА

– В декабре матчей значительно больше. Что скажете о календаре и предстоящих соперниках?

– Нормальный календарь, просто плохо, что три игры проведем на выезде. До этого три матча провели вне дома – это забирает время на отдых и подготовку. А так, по сути, обычный календарь. Для нас главный соперник – мы сами. Мы должны найти свою игру, начиная с защиты и заканчивая контратаками, надо от этого отталкиваться. Если и это не пойдет, то тогда не знаю... Нужно смотреть на себя, игру и тогда все будет отлично.

– Многие игроки говорят, что ЦСКА не нашел свою игру, сколько для этого времени нужно?

– Везде по-разному. Можно за день найти, а можно и за год не найти. И игроки притираются, и тренер, плюс, ситуация с кадрами: кто-то получает травму, когда-то нужно играть на своей позиции, когда-то – на чужой. Поэтому и четкого ответа нет. Но мы стараемся как можно быстрее это сделать.

– С кем будет наиболее сложное противостояние в декабре?

– Каждая игра будет сложной, все соперники хорошо выступают. Не думаю, что стоит считать кого-то сильнее, кого-то слабее. Все будет зависеть от того, как мы настроимся на игру. Если сумеем все показать, то обыграем каждого. Если же не получится что-то, то можно проиграть любому из этих соперников. В таком ключе и надо на каждый матч настраиваться.

– Пока еще нет мыслей насчет предстоящего небольшого отпуска?

– Как-то нет. Думаю, что сейчас нужно очень хорошо поработать, чтобы потом хорошо отдохнуть, чтобы отправиться в отпуск удовлетворенным результатом. Перед нами стоит задача всех побеждать. Когда добьемся, будем говорить.

– За время нахождения в Москве уже успели ощутить различия в уровне российского и белорусского чемпионатов? Где повыше?

– В Белоруссии команд меньше. Первые пять клубов местного чемпионата можно сравнить с российским чемпионатом, но за неимением большего… По сути, чемпионаты схожи, может, российский немного посильнее. Можно было бы говорить про уровень, если бы все-таки количество коллективов было приблизительно одинаковое.

Александр Подшивалов в игре за сборную Белоруссии
Александр Подшивалов в игре за сборную Белоруссии

– Не хватает школ? Какие проблемы в Белоруссии?

– Школ хватает, их даже очень много. И детей поток большой. Но следующий шаг после перехода из детского в профессиональный гандбол часто ставит точку. Нет клубов, финансирования, еще какие-то проблемы. Но я думаю, если бы было больше команд, они были бы все укомплектованы, потому что детей более чем хватает. По себе помню, что из всего класса я один дальше куда-то и пошел. Все остальные занимались чем-то другим. Так происходит, к сожалению.

– Почему вы решили продолжать?

– У меня уже было предложение из профессионального клуба, плюс я попадал в сборную. У остальных ребят такого шанса не было, поэтому у них не было таких перспектив. Мне было бы глупо, как игроку сборной, останавливаться.

У ребят просто не было возможности зарабатывать какие-то деньги. Я их понимаю. Если не зарабатывать в 17-18 лет, сколько можно сидеть на шее у родителей? Поэтому они и решили, что нужно идти учиться и работать.

– Вы когда-нибудь рассуждали – если бы не гандбол, то что другое?

– Не знаю даже. Когда в детстве спрашивали, кем я хочу стать до прихода в спорт, были мысли стать банкиром (смеется). А лет с 10-12, когда стал плотно заниматься, не пропускал тренировки, не было сомнений, что стану спортсменом. Я столько лет спорту отдал не для того, чтобы уходить.

– Кто вас в гандбол привел?

– Папа. Я ходил в футбольную секцию, она закрылась через какое-то время и в этой же спортивной школе появился гандбол. Предложил попробовать. Пошли, понравилось. Через год-два начались уже полноценные тренировки.

– Папа, наверное, даже предположить не мог, что вы станете профессиональным спортсменом?

– Я у него даже не спрашивал (смеется). Он знал, что я способный, но не думаю, что настолько.

Александр Подшивалов в «Миндене»
Александр Подшивалов в «Миндене»

– После Белоруссии вы отправились в Германию. И кажется, что с немецким точно все-таки не сравнится ни одно первенство. В чем его главное преимущество?

– В индивидуальной силе игроков – каждый может сделать что угодно. Там невероятно сильная подготовка, бешеная конкуренция, играют лучшие из лучших. Плюс тактическая подготовка – разбор игры соперника, своей, нет мелочей, глубокий анализ всех деталей, которые только можно придумать. Это занимало очень много времени.

– Работа 24/7?

– Нет, но два часа игры, час видео, час еще дома смотришь, анализируешь, понимаешь, что от тебя хотят.

– Вы сказали про высокий уровень конкуренции, как к легионерам относятся?

– Да там все клубы из легионеров состоят. Доморощенных, может, человек 30. Но такого хорошего уровня гандболисты не везде есть. В Германии есть, допустим, пять лиг. К примеру, во втором по силе первенстве играют один-два легионера, остальные – представители Германии. В третьей, четвертой и так далее – свои игроки. У нас, к примеру, команда состояла 50 на 50: половина немцев, половина легионеров. Но в целом действительно больше иностранных игроков, чем доморощенных.

– Что бы вы перенесли из Германии и в Белоруссию и в Россию?

– Систему чемпионата: как образовывают клубы, финансирование, конкуренцию. Там может произойти что угодно: последняя команда может обыграть первую, середняки «кусаются».

Если говорить про чемпионат Белоруссии, то там 5 команд, а 10 раз играть с одними и теми же – это же неинтересно. В Германии же у тебя две игры в году с соперником, готовишься к каждому.

Александр Подшивалов
Александр Подшивалов

– Когда жили и играли в Бундеслиге, успевали следить за какими-то другими видами спорта?

– Я посматривал Лигу чемпионов иногда, Бундеслигу, потому что были знакомые, которые звали вместе смотреть. А за другими видами спорта просто не оставалось времени наблюдать.

– В России за футболом успеваете следить?

– Не особо. В воскресенье немного зацепил матч ЦСКА – «Зенит», знаю, что очень интересный чемпионат, но пока хватает других забот.

– Не могу не спросить про прошедший матч. Остались ли довольны?

– Хотелось больше опасных моментов. Может, я невнимательно смотрел, но не было захватывающего футбола, просто размеренная игра. Мы с женой сидели общались, смотрел одним глазком. Но не возникло такого: «Ой, подожди, буду футбол смотреть».

– Но, наверное, слышали про ситуацию с фанатами. В гандболе не такой охват аудитории, но при этом все проходит мирно, а в футболе довольно часто происходят неприятные инциденты. Нужно ли тогда гандболу пытаться добраться до футбольного уровня в плане количества болельщиков, если сейчас все спокойно?

– Конечно, это же основной момент. Болельщики могут переворачивать игры с ног на головы. Когда ты играешь без них, как, например, в моменты коронавируса, это выглядит совсем иначе. Фанаты отдают энергию, толкают вперед. Это то, к чему должен стремиться каждый клуб. Такие же вопросы и в Белоруссии возникают, потому что любой болельщик знает, кто кого обыграет. И здесь я вижу проблемы с количеством зрителей.

Хочется, чтобы наш вид спорта был более популярен, на него бы ходили, но это напрямую зависит и от нас: мы должны показывать хороший результат, игру. Если бы мы вышли в Лигу Европы, то люди бы пошли на афишу с немецким «Магдебургом» больше, чем на российских соперников. Надо над этим работать.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте