Правительство Великобритании вот уже два года воюет букмекерами. В начале апреля противники беттинг-индустрии нанесли очередной заметный удар, который может сильно сказаться на брендах в преддверии ЧМ-2022. Metaratings.ru рассказывает, что случилось.
Что случилось?
С октября на территории Великобритании букмекеры больше не смогут приглашать звезд из мира спорта и реалити-шоу, а также популярных инфлюенсеров из соцсетей для участия в рекламных интеграциях. То есть теперь ни у Майкла Оуэна, ни у Жозе Моуриньо, ни у Джона Терри не получится работать с беттинг-компаниями.
Грубо говоря, правительство страны резко сузило круг селебрити, которых можно пригласить в качестве амбассадора. В законопроекте пока что ничего не сказано об актерах и музыкантах, но не исключено, что их бан станет следующим шагом. Впрочем, этих персон можно преподнести как «инфлюенсеров» в соцсетях с миллионами подписчиков, так что гипотетически и они могут находиться под запретом.
Также отдельно прописаны пункты, согласно которым запрещены всевозможные рекламные интеграции с какими-либо игровыми персонажами или механиками. Да, теперь букмекеры не смогут использовать популярные игры, такие как Fortnite или Minecraft, для продвижения своих брендов.
Закон вступает в силу с октября не случайно: во-первых, у некоторых компаний есть действующие контракты, а значит, при скором бане им бы пришлось платить неустойки. Во-вторых, осенью все ожидают наплыва интеграций перед ЧМ-2022, но теперь они будут сильно ограничены.
«Эти запреты кажутся незначительными, но их эффект, особенно в год чемпионата мира, будет очень драматичным для индустрии», – сказал один из создателей законопроекта Шахрияр Купал. Он возглавляет комитет, который отслеживает всю рекламу в стране на предмет ее соответствия различным нормам.
Зачем это было сделано?
Как и прежде, представители власти оперируют заботой о детях. По их мнению, частое появление звезд и инфлюенсеров в рекламе букмекеров вызывает у них любопытство. Власти обеспокоены, что в стране десятки, а то и сотни тысяч детей и подростков уже страдают от лудомании.
По оценкам местных экспертов, несовершеннолетние еженедельно видят по ТВ, в соцсетях или в наружной вывеске в среднем 2,2 рекламы букмекеров. Как была рассчитана эта цифра, создатели законопроекта не раскрывают, отметив лишь, что это минимальный показатель за 12 лет.
За последние годы местные антибукмекерские организации добились немалого прогресса. Например, они максимально сократили рекламу на ТВ во время игровых дней, а клубы уже не могут продвигать беттинг-бренды в соцсетях. Но главная цель борцов – полный запрет рекламы букмекеров во время спортивных мероприятий.
Осуществление данной задумки будет стоить футбольным клубам очень дорого, по некоторым подсчетам, до 100 млн фунтов стерлингов, однако уже есть относительно успешные, по мнению представителей организации, примеры в Италии и Испании. Так что запрет амбассадорства – это не последний шаг в их операции.
А что у нас в России?
Для жителей России подобные законы могут показаться странными: неужели запрет амбассадорства как-то убавит интерес публики к букмекерам? Однако есть важнейший нюанс: мы не замечаем влияния инфлюенсеров, так как у нас на телевидении и в печатных изданиях их нет.
«Российское законодательство о рекламе запрещает использовать образы людей. ФАС внимательно контролирует соблюдение данного требования закона, многие букмекеры уже поплатились штрафами за беспечность», – рассказал в беседе с корреспондентом Metaratings.ru президент первой СРО Николай Оганезов.
По его словам, этот аспект в принципе существенно ограничивает горизонты использования медийных звезд, принимая во внимание узкий перечень площадок для подобной рекламы без максимального охвата аудитории. Также рекламные отделы ограничивает и высокий ценник инфлюенсеров.
При этом, как отметил президент первой СРО, в этом законопроекте есть дискуссионные вопросы. Например, использование образов людей в рекламе спортивных СМИ. ФАС разослала перечень возможных ошибок букмекерам, где объяснила, какую рекламу можно снимать. Например, там четко указано, что образ человека или животного не должен выражаться ни в какой форме.
Получается, в России на данный момент законодательство намного строже, чем в Великобритании. Там «незвезды» гипотетически могут в роликах общаться друг с другом, у нас же подобное под запретом. Однако пока еще никто не пытается запретить клубам зарабатывать на рекламе букмекеров, а лиге подписывать рекордные контракты с беттинг-индустрией.