Одна медаль России на чемпионате мира по биатлону – ожидаемый результат. Но таких шатаний и разброда еще не было

От чемпионатов мира по биатлону уже давно никто не ждет россыпи медалей россиян, но прошедший турнир в Поклюке стал особенным. Противостояние главного тренера сборной со старшими, слезные жалобы биатлонисток, таинственная самоподготовка спортсменов, о которой мало что знают тренеры сборной – российский биатлон превзошел сам себя.

Латыпов

За 12 гонок чемпионата мира в Словении россияне выиграли только одну медаль – бронзу в мужской эстафете. Бывало и хуже, но только однажды: в 2016 году обошлись вообще без наград. В 1995-м тоже ограничились только одной, но серебром.

Катастрофа? Провал? Прежде чем бросаться громкими словами, стоит вспомнить не только призовые места в январе, когда многие соперники уже рассчитывали пик формы на чемпионат мира, но и то, что эти подиумы пришли на смену рекордной безмедальной серии, состоявшей из 43 гонок. И с чего в 12 стартах должно было непременно набежать больше одной?

Да, до этого на трех чемпионатах мира подряд россияне брали минимум по две медали, но год назад это была исключительно история вспышки Александра Логинова, с командой не работавшего. В 2019-м медали были в мужской эстафете и у того же Логинова, а также у ушедшей в декрет Юрловой. В 2017-м взяли две медали в эстафетах, еще с нынешним депутатом Шипулиным.

По сути, принципиальное различие только в форме Логинова – он действительно выглядел намного хуже, чем раньше, а в остальном нельзя сказать, что раньше было хорошо, а теперь Россия докатилась до такого позора. Местами бегущие Латыпов и Миронова, стреляющий Халили напротив давали надежду.

Возмущает не столько результат, сколько информационный фон вокруг сборной, в которой царит хаос и апатия.

Нынешний главный тренер сборной Валерий Польховский по ходу прошлого сезона залетел на пост вице-президента СБР и за год до чемпионата мира в Поклюке договорился о брони для команды отеля, расположенного прямо на стадионе. С одной стороны, круто – мало у кого еще была возможность не вылезать с трассы и стрельбища чемпионата мира целых три недели перед турниром, еще и не тратя время на переезды.

Польховский

Но эту складную логику порушила реакция организмов на долгое нахождение на среднегорье, причем именно в горах Поклюки. Спортсмены и старшие тренеры мужской и женской сборных Юрий Каминский и Михаил Шашилов хотели остаться в Антхольце и готовиться к ЧМ там. Тоже на высоте, но с проживанием внизу, чтобы после работы на высоте восстанавливаться с большим, чем наверху, количеством кислорода. А уже в Словении жить внизу, в Бледе, поднимаясь на гонки.

«Почему не получилось провести сбор в Антхольце? На это много причин, я не хочу об этом говорить. Хотеть не вредно – возьмите, сделайте. С корабля побежали люди, а я только из прессы узнал, какие были планы. Давайте закончим эту тему. Кому надо, тот меня поймет, услышит».

Валерий Польховский, главный тренер сборной

Тут надо прояснить, что почему вообще возникло противостояние между главным и старшими тренерами сборной. Польховский весной хотел назначить удобных ему специалистов – ноунейма Роберта Кабукова и уже работавшего со сборной России перед сочинской Олимпиадой Владимира Королькевича. Но бывший президент СБР Владимир Драчев уперся, обвинял Польховского с Королькевичем в прежних допинговых скандалах. В итоге самому Драчеву СБР пришлось покинуть, но и Польховскому Кабукова с Королькевичем протащить не удалось. Мужскую и женскую команды возглавили Каминский и Шашилов, которые с главным не сработались.

Символ чемпионата мира – крик души Евгении Павловой.

«После спринта я в слезах писала, молила спустить меня вниз, поскольку больше не могла здесь находиться. Я больше двух месяцев не опускалась ниже тысячи метров, я никогда в жизни не сидела так долго в горах. У меня слабость, я не сплю. Я задыхаюсь, у меня нет сил бежать, мышцы не хотят работать, тебя просто накрывает – и все».

Евгения Павлова

Павлова

Польховский, опять же, заявил, что никаких обращений от Павловой ему не поступало, главный тренер сборной все снова узнает из прессы. И промаха в подготовке не видит – напротив, не понимая, почему спортсмены не воспользовались условиями, которые он выбил.

«Мы здесь 16 дней катались, но некоторые в интервью говорят, что не смогли наработать. Ну так чьи это проблемы, что ты не смог наработать? А что ты тогда делал: на диване лежал?»

Валерий Польховский, главный тренер сборной

Да, не стоит думать, что при другом плане подготовки россияне бы боролись с норвежцами и французами на равных, но многие подошли к главному старту сезона откровенно не в форме. А когда ты даже на максимуме далек от элиты, выступать в плохих кондициях дело совсем безнадежное. Отсюда и 11-е место в женской эстафете, где команда точно была способна на большее.

Трудно поверить, но из 12 заявленных на чемпионат мира полностью готовились по планам старших тренеров команд только 4 человека: всю программу Шашилова выполнили только Миронова и Казакевич, с которыми он давно работает лично, а всю программу Каминского – только Латыпов и Бабиков.

Если применительно к женской команде с подачи Павловой все обсуждали место проживания и высоту, то Каминский напирал как раз на самоподготовку спортсменов. Логинов и к прошлому чемпионату мира готовился с личным тренером Александром Касперовичем – взял золото и бронзу, но теперь все пошло совсем не так.

Логинов

Чем заслужил право на самоподготовку Матвей Елисеев, вообще непонятно, при этом его личный тренер – таинственная фигура, широкой публике не известно даже его имя. Но насчет его тренировок в сборной хотя бы более-менее в курсе.

«Объяснение плохой стрельбы Логинова и Елисеева – это самоподготовка. Матвей Елисеев большинство тренировок сбрасывал нашим аналитикам. С Сашей Логиновым такого контакта не получилось. Как вразумить? Надо не вразумлять, надо жестко разговаривать. Он все-таки сотрудник ЦСП и обязан отчитываться, если получает там зарплату».

Юрий Каминский, старший тренер мужской сборной

Вот такой получается парадокс: с одной стороны спортсмены негодуют, что к ним не прислушиваются насчет места проживания и планов, с другой – им дали невиданную свободу. Бывший тренер сборной Сергей Коновалов еще в 2018-м сказал, что Мироновой нужно постоянно тренироваться с винтовкой, вообще спать с ней, а Светлана спустя три года все так же валит эстафеты и личные медальные шансы, заявляя, что не считает такой подход правильным. «Ничего страшного, получится в следующий раз», – говорит 27-летняя спортсменка.

Еще будет забавно, если ответственными за результат на ЧМ назначат старших тренеров Шашилова с Каминским, хотя работавшие с ними Миронова, Казакевич и Латыпов смотрелись лучше остальных. Российский биатлон просто сам не понимает, как функционирует.

Впервые на чемпионате мира выступала не сборная России с государственным флагом, а команда RBU (Союза биатлонистов России) с логотипом организации. Это результат старых допинговых историй, которые раньше были нормой жизни. Россия побеждала намного больше, но за допинг дисквалифицировали Пылеву, Ярошенко, Ахатову, Юрьеву аж дважды, Логинова, Старых. И не факт, что на деле все ограничивалось только ими.

На Олимпиаде в Сочи сборная России выиграла аж 4 медали, но сейчас осталась только одна бронза Гараничева – прямо как на этом чемпионате. Серебро Вилухиной и женской эстафеты, золото в мужской были отобраны из-за нарушений антидопинговых правил.

Сейчас у россиян вряд ли есть варианты, приходится бегать чистыми, внимание допинг-офицеров к команде RBU максимальное. И вряд ли одна бронза сильно хуже, чем четыре медали, три из которых потом с позором отбирают, не допуская к следующей Олимпиаде даже тех, кого и после Сочи ни в чем не обвинили.

Но скандалам другого рода нет конца. Переругались и выстрелили взаимными претензиями через СМИ плюс-минус все, хотя одна медаль в 12 гонках – это примерно и есть уровень российского биатлона после Сочи, к которому мы уже привыкли.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте