Четырехкратный олимпийский чемпион по биатлону Александр Тихонов уже долгое время живет в Минске. Бывший спортивный функционер не утратил свой запал и все с той же экспрессивностью готов отвечать на вопросы журналистов.
В эксклюзивном интервью Metaratings.by Александр Иванович рассказал:
- О своем отношении к допуску Беларуси на Олимпиаду-2024
- О проблемах с биатлонным комплексом в Раубичах
- Об отношении к известному комментатору Дмитрию Губерниеву
«Россия — великая ядерная держава, и не только по боеголовкам»
— МОК одобрил выступление Беларуси и России под нейтральным статусом. На ваш взгляд, будет ли подобное послабление ограничений для биатлонистов на зимней Олимпиаде-2026?
— Я бы не сказал, что это какое-то послабление. Здесь нужно принимать совместное решение президентам Беларуси и России, а также с местными олимпийскими комитетами и министерствами спорта. Стоит или не стоит ли ехать в нейтральном статусе. В 1980 году я в Лейк-Плэсиде заканчивал свою четвертую Олимпиаду, нам попытались навязать не наш флаг. На мой взгляд, это унижение. Я по-другому это не расцениваю.
Россия — великая ядерная держава, и не только по боеголовкам. У нее по официальным данным 24 процента запасов в недрах земного шара. Вопросов, правда, много. Если вам нужно мое мнение, то я бы отказался выступать в нейтральном статусе. Организовал бы альтернативные игры на высоком международном уровне. Россия — богатейшая страна. Можно провести свои олимпийские игры, позвать страны из СНГ и прочих.
Мы готовы организовать игры любого уровня совершенно спокойно. Зимние — тем более, например, в Сочи. Шикарнейшие условия, я других не знаю нигде лучше. Инфраструктура, все есть.
— Вы почти 50 лет назад завоевали золотую медаль чемпионата мира в Раубичах. Как вам условия для биатлона в Беларуси прямо сейчас?
— Тогда я стал чемпионом мира в восьмой раз. А Раубичи очень изменились, но проводить соревнования любого уровня на них можно. Конечно, напортачили с трибунами, я даже пытался вмешаться. Понимаете, у нас, как только приходит новый директор, так только возникают вопросы. Я бы Хандогина только за одну гостиницу старую наказал по полной программе.
Пришел, перекрасил, переделал. Я прожил 10 лет в Европе, я не знаю ни одного отеля, в котором жили чемпионы мира и Олимпиады, чтобы там все меняли. В той гостинице находились легендарная Кулакова, Сметанина, Аленина, самые великие конькобежцы: Гришин, Скобликова.
Поставьте фотографии из того времени и нынешнего, сейчас там сидел Смольский, Виктор Сидяк, Романьков, Белова и Александр Медведь. Мы там с ним кушали и отмечали его 40-летие, я был тамадой. Именно в этом маленьком ресторанчике. Зачем было все переделывать — непонятно.
А трибуны и кто проектировал тренерскую биржу, за которой не видно мишеней… Понимаете, я тогда пытался что-то сделать с этим, но кто я? Вот это проблема. Для зрителя — целая трагедия. Можно было трибуны перенести и поставить в поле, в зону видимости. В этом есть проблема.
— Как вам первый этап Кубка России? Некоторые гонки переносились из-за морозов.
— Ну, а что делать? Это ведь Югра, а не Сочи. Я Ханты-Мансийск начинал строить и настаивал, чтобы комплекс был назвал в честь Александра Васильевича Филипенко. Мы с ним его возводили, когда я стал президентом. На тот момент у нас не было ни одного спорткомплекса, отвечающего даже категории «В», это под чемпионат Европы. Когда я сдал свой пост, у нас было пять трасс категории «А», а также семь объектов категории «В», самое большое количество. И каждый год у нас проводился этап Кубка мира в Ханты-Мансийске, даже проводили в Тюмени. С блеском отметили 50 лет в Новосибирске, все было как надо.
Вот такие дела. Так что не надо сетовать, когда говорят, что у нас нет международных стартов. У нас в Союзе их тоже не было. Мы выезжали на чемпионаты мира, и мы завоевывали самое большое количество медалей. И мое поколение, и потом в период моего президентства. 24 золота, 27 серебряных наград и 19 бронзовых. Россия была лучшей, никаких вопросов не было.
Поэтому сегодня в Раубичах можно соревноваться по полной программе, я как раз сюда приехал. Чуть-чуть дальше в Силичи, там снега выше колена. Прекрасные трассы, техника, можно все подготовить на самом высоком уровне.
«Они организовали клубный кубок, полнейшая безграмотность»
— Как вы оцените выступление белорусов на Кубке России? Некоторые болельщики переживают за национальный статус, что у россиян отбирают медали иностранцы.
— А почему бы и нет? Я бы назвал Кубок России открытым чемпионатом, приезжайте все, кто хочет. Хорошие были премиальные деньги, правильно?
— Есть информация, что белорусам не платят, об этом и в тренерском штабе говорили, и Дмитрий Губерниев.
— Не заплатили? А тогда зачем приглашают белорусов, я не понял. Во-первых, я скажу так, Губерниев считает себя лучшим комментатором, хотя его выгнали из футбола. У меня нет к нему предвзятого отношения, я его называю балбесом. Как можно было на всю Россию сказать о том, что все прошлые олимпийские чемпионы и победители чемпионатов мира и Европы — это все фуфло? Как только это терпит президент и правительство? Сыпятся оскорбления в адрес 14-кратной чемпионки мира Елены Вяльбе. Она президент, высказывает свое мнение, но ты-то кто?
Он не имеет даже третьего разряда по гребле, даже на моторной лодке не выполнил. Это я называю идиотизмом и оскорблением страны в целом. Он лезет в тренировочный процесс, «были допущены проблемы», но кто ты такой? Ты что, тренировал, писал планы? Они организовали клубный кубок, полнейшая безграмотность. Прежде, чем что-либо организовать, пишется положение и согласовывается с Союзом биатлонистов России. Есть график соревнований, есть расписание, полностью все. И как можно вклиниваться так?
Давайте сделаем клубный биатлон, полная безграмотность! Так это и есть федерация, она в каждой области или субъекте существует. Федерация биатлона Башкирии, Татарстана, Новосибирской, Московской области и так далее. Это то же самое, только на клубы где деньги брать? Переименовывать? Эта безграмотность мешает.
— Если говорить про белорусов, то как вы относитесь к тому, что они выступают без денег для собственного интереса?
— Я бы поставил этот вопрос. Был уверен, что организаторы платят одинаково всем без исключения, каждому победителю. Я считаю, что это безобразие. Зачем вы тогда приглашаете? Посоревноваться? Это неправильно. Но, что делать. У нас было несколько по-другому. Было уважение к спортсменам, интересные старты, четыре года подряд провели Камчатку, участвовали 26 стран, лучшие спортсмены мира. В России это элементарно, причем никто никого не спрашивает. Захотели — провели соревнования, не согласовав ничего.
Безграмотные и глупые вопросы задавали Диме Васильеву, примкнул он к этой команде. Надо же, в прямом эфире Губерниев задает вопрос Васильеву: «Что нужно делать, чтобы не мерзли руки?» Голову надо иметь, а задавать подобные глупые вопросы на такой трансляции — абсолютная безграмотность.
Я считаю, что белорусы достойно представляли себя на Кубке России, достойно выступили. Они обязаны получить премиальные. Составили конкуренцию, проявился больший интерес к соревнованиям и Кубку. Его можно назвать в конце концов международным, почему нет? И потом, у нас братские страны, надо относиться к белорусам с уважением.